Художественная культура .

В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решать школа в системе просвещения. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа прежде всего способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений целью обучения считалось “при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний”.

В этот период усиливается сословность в системе образования.

Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным.
Приходские одноклассные училища предназначались для детей “самых низших сословий”, в них обучали закону божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища создавались для детей “купцов, ремесленников и других городских обывателей”, в их программе были русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях, которые имели семь классов, получали образование главным образом дети дворян, чиновников, богатых купцов. Указ правительства 19 августа 1827 г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназии и университеты, они могут обучаться только в школах, где “предметы не выше тех, кои преподаются в училищах уездных” .
Все эти меры правительства были направлены на укрепление сословных различий. В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что “при возрастающем повсюду стремлении к образованию наступило время писать о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий” .
Однако помимо идеологической направленности, в деятельности Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшения системы образования: увеличилась численность училищ и гимназий, проведена университетская реформа .

Жизнь вносила коррективы в принципы сословности образования. С развитием экономики, требующей грамотных, образованных людей, возрастал авторитет знания и необходимость их приобретения. В 30-е годы появилось много ведомственных школ ( Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и др.).

Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный в 1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства. Задачей его было всестороннее распространение грамотности на религиозно-православной основе среди сельского населения.

В целом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ ( 32 гимназии и 126 уездных училищ ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры.

К середине XIX в. в начальных училищах обучалось примерно 0,7 %; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5 % всех жителей.

Университеты, число которых было прежним, продолжали оставаться основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытых учебных заведений.

Во второй четверти XIX в. возникли старейшие в нашей стране технические заведения: Петербургский практический технологический институт , Московское ремесленное училище . С 30-х годов при гимназиях и уездных училищах открывались реальные классы для изучения технических и коммерческих наук, появились фабричные школы при некоторых текстильных мануфактурах и фабриках . В 1822 г. по инициативе Московского общества сельского хозяйства в России была открыта Земледельческая школа — первое в стране сельскохозяйственное учебное заведение.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Воспоминания бывших учеников этих школ рисуют достаточно красочную картину их деятельности. Так, в одной из деревень Виленской губернии в 80-х годах XIX века крестьяне приняли решение устроить школу. Учителем был избран отставной солдат, который раньше служил псаломщиком при военной церкви. Под школу была отведена заброшенная изба. «С каждого дома было собрано по связке соломы, крыша была залатана, двери и окна починены». Те из крестьян, кто стали посылать детей в школу, платили учителю «за труды»: 5 гарнцев ржи, 1 фунт овечьей шерсти, 2 пары яиц и 20 копеек. «В школу собралось до 60 мальчуганов, девочек не принимали, да и не в обычае было тогда посылать девочек в школу». Отставной солдат Андрюша не имел ни малейшего понятия о методике обучения грамоте, к тому же ни учебников, ни каких-либо других учебных пособий в школе не было. «Идя первый раз в школу, мы захватили с собой все, что только было в доме поучительного… тут были и буквари, и сказки лубочной торговли, часословы, псалтири и Евангелие; старинные неизвестных авторов романы, отдельные номера журналов… запачканные и изорванные экземпляры». Затем каждый мальчик начинал учиться по своей книге. «Ведено было читать всем вслух, как кто умеет… Поднялся в классе вой и стон, слившийся в один протяжный гул, отголоски которого далеко были слышны за пределами школы…». Учитель «подсаживался» к каждому из 60 учеников и выслушивал его ответы. Остальные же ученики, предоставленные самим себе «старались тихонечко ущипнуть друг друга или, подкравшись к соседнему столу, рвануть кого-либо за волосы и незаметно скрыться, наложить в воротник соседу тертого картофеля или сыпануть нечаянно в физиономию сухим толокном».

Естественно, что в подобной обстановке дело учения шло плохо, и только на второй год ученики стали писать буквы. Описанное положение было достаточно типично для крестьянских школ. Кроме того, в них, как и вообще во всех сельских школах того времени, обучение в связи с сельскохозяйственными работами происходило лишь с ноября по начало апреля. «Когда наступает весна, — писал учитель такой школы, — сельские дети рвутся на волю неудержимо. Потянулась скотинушка в поле, поехали-запрыгали вслед за нею и сельские ребятишки пасти лошадей и овечек… к половине апреля школа пустеет».
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
===========================
НАУКА
Наука в 19 веке в России – это, прежде всего, математика, физика и химия.Развитие науки в 19 веке в России В казанском университете профессор математики Николай Лобачевский смог разработать новую теорию в геометрии, которая получила название «неевклидовая». Врач Николай Пирогов смог далеко шагнуть в медицине, долго изучая при этом хирургию. Он смог применить ее на войне, впервые использовав эфирный наркоз и гипсовую повязку. В физике главным направлением изучения в это время являлось электричество, и именно здесь были сделаны открытия. Борис Якоби открыл метод гальванопластики, а потом создал несколько электрических двигателей и телеграфов. А физик Василий Петров смог показать, как можно использовать электричество для освещения и плавки металла, исследовав электрическую дугу и заряд в разреженном газе. Развивалась в этот период и такая наука, как астрономия, поэтому в 1839 году была открыта Пулковская обсерватория, где трудился астроном Василий Струве, который обнаружил концентрацию звезд в плоскости Млечного Пути.
===========================

Начало "Золотого века" и новые веяния в культуре

Главным направлением в русском и европейском искусстве этого века был классицизм. В основу произведений классицизма входили идеи служения государю и Отечеству.

Сентиментализм возник перед Отечественной войной 1812. В отличие от классицизма, внимание уделялось к чувствам и переживаниям людей.

Новым направлением стал романтизм. В русском романтизме внимание уделялось традициям, отечественной истории.

Реализм получил развитие в 20-50х годах - изображали окружающую действительность. Новым стилем стал критический реализм - выявлял плохие стороны жизни и требовал перемен.

В первой половине 19века русская литература вступила в "золотой век". Писатели обращались к историческому прошлому страны, обсуждали важные общественные проблемы. Романтические произведения создавали великие поэты - Пушкин и Лермонтов, в их работах присутствовал оптимизм и активная борьба за идеалы.

В критическом реализме проявил себя Гоголь, одним из ярких его произведений является повесть "Шинель".

Реалистичный мир показал читателю Островский в драме "Свои люди - сочтемся", работал по темам быт, купечество.

Тургенев писал произведения на тему крепостной деревни и крестьян, к которым он отнесся с симпатией и теплотой.

Театр и живопись

В театре в 20-30 годах особое внимание уделялось героико-трагедийным пьесам , в которых главным акцентом были переживания героев. С 40х годов тема театра связана с реалистическими направлениями. В реализме хорошо проявил себя великий актер театра М.С. Щепкин. Каждая его роль в театре была крупнейшим событием для Москвы.

Петровский театр в Москве в 1824 году разделили на Большой и Малый.

В живописи происходит отказ от классицизма , растет интерес к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

Кипренский и Тропинин были портретистами и работали в стиле романтизма. Кипренский создал портреты Пушкина.


Тропинин любил рисовать человека за любимым делом.


Архитектура

В архитектуре классицизм существовал дольше , чем в других областях творчества. В начале 19 века внимание обращалось к стилю ампир - главным было четкость линий, богатые украшения. Главным были скульптуры которые дополняли оформление зданий. В стиле ампир строились здания правительства, театры, храмы.

В начале 19 века застраивались Москва , Петербург и центральные части крупных городов. Губернские города перестраивались по специальным технологиям. В центральной части были не только соборы и дворцы , но и новые здания - музеи, школы, библиотеки, театры.












==========================
Вопросы .
Перечисли типы образовательных учреждений .
Назови причины открытия школ , гимназий и университетов .
Прочитай текст , выделенный ::::::::::::::::::::::: . В чём отличия от современной школы ? Есть ли сходство ?
Приведи примеры зданий и сооружений в стиле классицизм и ампир .

Подраздел:

Класс: