В Афинских школах и гимнасиях .


1. Рабы-педагоги. До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его переда­вали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребён­ка»).
Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежно­сти и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам — ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем непо­слушании своего воспитанника — брался за розгу.

Педагог ведёт ребёнка. Древнегреческая стату­этка.



2. Занятия в школе. В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.

Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда — самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натёртых вос­ком. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допу­щена ошибка. Чаще поворачивай свой стиль - говорили детям учителя , то есть проверяй и исправляй написанное.Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.

В школах учили читать и писать, считать, рисовать. Прививали любовь к стихам Гомера и других поэтов.

В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили в школе наизусть «Или­аду» и «Одиссею». Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искус­ством хорового пения. Афиняне утвержда­ли, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.

Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщи­ны побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. Плата за обучение была невелика.

========================================
Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына

(Из бытовой сценки древнего автора)
Учитель Феон занимался с учениками . Но неожиданно на веранду вбежала измождённая, оборванная женщина. Она выглядела совсем старухой, хотя ей было не больше тридцати пяти лет. Она вела за руку своего сына — Коттала. Этого сорванца за его проделки знали все дети в деревне.

Мать Коттала громко причитает:
Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро суме­ет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет , а соскребёт воск и наделает из него фигурок — зайчиков да мышек. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хоро­шее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел! Одно он хорошо выучил — праздничные дни, когда не нужно ходить в класс!

Не успела женщина замолчать, как учитель схватил мальчишку и стал его трясти за плечи.— Вот как! Ну погоди, ты у меня станешь тише красной девушки! Ты у меня и мухи не обидишь! Эй, Евтий, Филл! Берите его на плечи! Несите мой бычий хвост, которым я учу негодяев! Я сделаю его спину пестрее выдры ! Два ученика подбегают к мальчику и срывают с него одежду. Один из них взваливает его к себе на спину, другой держит за ноги. В воздухе раздаётся резкий свист.




Порка кончена. Учитель развёртывает длинный свиток и начинает монотонно диктовать .

Ученики опускают перья в чернильницы и записывают на папирусах. Их перья мало похожи на наши, — это просто заострённые и расщеплённые концы тростника.Они пишут, низко склонившись: столов нет и детям приходится держать папирус на своих коленях.

«...И, проходя через горы, преследовался львом. И, преследуемый львом, взлез на дерево. И, найдя змею, влезши на дерево и боясь подняться из-за змеи, снова слез и был съеден львом. Проступки юношей не скроются от бога. Дурных карает беспощадно божество».

Диктовка кончается словами:
"Будь прилежен, о мальчик, чтобы тебя не выдрали".
По окончании диктовки учитель обходит всех учеников и провернет написанное на папирусе у каждого . В конце урока ученикам предстоит ещё большая работа. Им придётся ещё раз правильно переписать рассказ. После каждой фразы они должны будут вставить:

«Будь прилежен, чтобы тебя не выдрали».

Коттал складывает пенал с чернилами и перьями, свёртывает папирус и говорит учителю: «Будь здоров!» Занятия окончились.



==========================================

Для девочек школ не было. Мать пере­давала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, тан­цам, а главное — домоводству.



3. Посещение палестры.
С двенадца­ти лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнасти­кой — борьбой, бегом, прыжками, мета­нием копья и диска. Такая школа называ­лась палестра (от слова «пале» — борьба). В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном дворе, а в ненастье — под крышей портиков, окружавших этот двор.

В палестре. Рисунок нашего времени.






Представим себе урок гимнастики в палестре. Мальчи­ки тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебро­сил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара бор­цов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска расти­рают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После уро­ка весёлой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.
В палестрах стояли статуи атлетов работы великих гре­ческих мастеров.Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего по­лиса. Кажет­ся, через мгновение атлет распрямится и диск, брошенный с огромной силой, по­летит вдаль.


===========================================
4. В афинских гимнасиях.
Взрослые афи­няне, желавшие продолжить занятия гим­настикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев.

Гимнасии располагались за городом сре­ди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бас­сейны, помещения для отдыха и бесед.



В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учё­ные. Они излагали свои взгляды на стро­ение Вселенной, предлагали планы созда­ния образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.

В гимнасиях обучали красноречию — умению отстаи­вать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах.
Например , Аристотель и Антифонт обсуждали . справедливо ли рабство :

Аристотель говорил :

«Одни орудия являются одушевлёнными, другие — неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.

«Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справед­ливо».

Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт :
«По при­роде все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».
=============== =
================
Посмотри этот фильм .


=======================================
Вопросы
Чему учили :
В школе ?
В палестре ?
В гимнасии ?
Какие предметы считались главными ? Почему ?
Объясни значение слова стиль.
Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности?
=======================================
Виолетта , а неправильно ! Не залезай вперёд !
Ваня , ты тоже решил учиться с опережением ? Но у тебя ответ правильный , отличный ответ , ошибок нет . Молодец ! 5.
Рома , всё правильно ,5.
Даша . хороший ответ ,5.
Клим , хорошо .5.
Даша - как всегда , отлично !
Вика , хорошо . 5.
Алина , всё правильно .5.

Подраздел:

Класс: