В Афинских школах и гимнасиях .
1. Рабы-педагоги. До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его передавали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка»).
Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам — ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем непослушании своего воспитанника — брался за розгу.
Педагог ведёт ребёнка. Древнегреческая статуэтка.
2. Занятия в школе. В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.
Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда — самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натёртых воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допущена ошибка. Чаще поворачивай свой стиль - говорили детям учителя , то есть проверяй и исправляй написанное.Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.
В школах учили читать и писать, считать, рисовать. Прививали любовь к стихам Гомера и других поэтов.
В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили в школе наизусть «Илиаду» и «Одиссею». Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искусством хорового пения. Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.
Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщины побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. Плата за обучение была невелика.
========================================
Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына
(Из бытовой сценки древнего автора)
Учитель Феон занимался с учениками . Но неожиданно на веранду вбежала измождённая, оборванная женщина. Она выглядела совсем старухой, хотя ей было не больше тридцати пяти лет. Она вела за руку своего сына — Коттала. Этого сорванца за его проделки знали все дети в деревне.
Мать Коттала громко причитает:
Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет , а соскребёт воск и наделает из него фигурок — зайчиков да мышек. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел! Одно он хорошо выучил — праздничные дни, когда не нужно ходить в класс!
Не успела женщина замолчать, как учитель схватил мальчишку и стал его трясти за плечи.— Вот как! Ну погоди, ты у меня станешь тише красной девушки! Ты у меня и мухи не обидишь! Эй, Евтий, Филл! Берите его на плечи! Несите мой бычий хвост, которым я учу негодяев! Я сделаю его спину пестрее выдры ! Два ученика подбегают к мальчику и срывают с него одежду. Один из них взваливает его к себе на спину, другой держит за ноги. В воздухе раздаётся резкий свист.
Порка кончена. Учитель развёртывает длинный свиток и начинает монотонно диктовать .
Ученики опускают перья в чернильницы и записывают на папирусах. Их перья мало похожи на наши, — это просто заострённые и расщеплённые концы тростника.Они пишут, низко склонившись: столов нет и детям приходится держать папирус на своих коленях.
«...И, проходя через горы, преследовался львом. И, преследуемый львом, взлез на дерево. И, найдя змею, влезши на дерево и боясь подняться из-за змеи, снова слез и был съеден львом. Проступки юношей не скроются от бога. Дурных карает беспощадно божество».
Диктовка кончается словами:
"Будь прилежен, о мальчик, чтобы тебя не выдрали".
По окончании диктовки учитель обходит всех учеников и провернет написанное на папирусе у каждого . В конце урока ученикам предстоит ещё большая работа. Им придётся ещё раз правильно переписать рассказ. После каждой фразы они должны будут вставить:
«Будь прилежен, чтобы тебя не выдрали».
Коттал складывает пенал с чернилами и перьями, свёртывает папирус и говорит учителю: «Будь здоров!» Занятия окончились.
==========================================
Для девочек школ не было. Мать передавала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, танцам, а главное — домоводству.
3. Посещение палестры.
С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнастикой — борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра (от слова «пале» — борьба). В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном дворе, а в ненастье — под крышей портиков, окружавших этот двор.
В палестре. Рисунок нашего времени.
Представим себе урок гимнастики в палестре. Мальчики тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара борцов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После урока весёлой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.
В палестрах стояли статуи атлетов работы великих греческих мастеров.Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего полиса. Кажется, через мгновение атлет распрямится и диск, брошенный с огромной силой, полетит вдаль.
===========================================
4. В афинских гимнасиях.
Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев.
Гимнасии располагались за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед.
В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учёные. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.
В гимнасиях обучали красноречию — умению отстаивать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах.
Например , Аристотель и Антифонт обсуждали . справедливо ли рабство :
Аристотель говорил :
«Одни орудия являются одушевлёнными, другие — неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.
«Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».
Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт :
«По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».
=============== =
================
Посмотри этот фильм .
=======================================
Вопросы
Чему учили :
В школе ?
В палестре ?
В гимнасии ?
Какие предметы считались главными ? Почему ?
Объясни значение слова стиль.
Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности?
=======================================
Виолетта , а неправильно ! Не залезай вперёд !
Ваня , ты тоже решил учиться с опережением ? Но у тебя ответ правильный , отличный ответ , ошибок нет . Молодец ! 5.
Рома , всё правильно ,5.
Даша . хороший ответ ,5.
Клим , хорошо .5.
Даша - как всегда , отлично !
Вика , хорошо . 5.
Алина , всё правильно .5.
Подраздел:
Класс:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии