В театре Диониса .



Давай вспомним , почему греки почитали бога виноделия Диониса .
В Греции мало источников с пресной водой . Обычно она солоноватая на вкус . Поэтому греки разбавляли воду виноградным вином и пили эту смесь . Вино в больших амфорах на торговых кораблях вывозилось для продажи в колонии и в другие страны , то есть служило источником богатства афинян . Вот поэтому Дионис , бог винограда и виноделия был почитаем в Афинах . А кроме этого - Дионис также был богом веселья , танцев и развлечений . А какой же человек не любит повеселиться ?
Театр , о котором я тебе расскажу , возник не сразу . Сначала греки чествовали Диониса вот так :



А позже возник театр . Наверное , потому , что гораздо удобнее смотреть представление сидя , а не бегать за актёрами по холмам ...

Греки очень любили театральные выступления и готовы были бы их смотреть и ночью, но искусственного освещения тогда еще не было. Поэтому ставили представления на улице под открытым небом, пока светило солнце.

Как же был устроен театр Диониса в Афинах ? Он располагался на склоне Агоры , места для зрителей шли рядами снизу вверх , чтобы сидевшие впереди не закрывали происходящее сидящим сзади .
Сравни две картинки ниже - план и рисунок театра . Найди на рисунке скене , орхестру и амфитеатр (театрон) .







В театре разыгрывалось два вида представлений :

По-гречески «трагедия» означает «песнь козлов», а слово «комедия» происходит от слова «комос» - веселое шествие. Чем объясняются эти названия?

Трагедия-это история, в которой главный герой в конце всегда погибает, поэтому в трагической постановке обычно звучит грустная музыка-песнь козлов. В переводе с греческого слово трагедия означает песнь козлов и происходит от обычая участников шествия, изображавших спутников Диониса , рядиться в козлиные шкуры.




Комедия-это смешные бытовые события которые происходят каждый день в нашем мире, и конечно над комедией люди смеются, поэтому и весёлое шествие - весёлые, смешные бытовые события .

Кто и как участвовал в театральном представлении ?






Маски













!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


Вопросы и ответы

1. В трагедии Эсхила «Персы» хор поет об афинянах: «Не рабы они у смертных, не подвластны никому!» Чем, судя по этим словам, гордились афиняне?

Афиняне гордились своей свободой, которую отстояли в борьбе с сильным врагом.

2. Греки говорила, что Софокл в своих трагедиях показал людям, какими они должны быть. Относится ли это высказывание к Антигоне?

Да, относится. Поступок Антигоны достоин уважения и был правильным. Ее желание похоронить брата, согласно традициям, было призвано показать грекам , как нужно поступать и что является правильным.

3. Аристофан так писал о роли театра: « Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых - поэты». Что он имел в виду?

Аристофан имел в виду, что поэты в своих пьесах должны показывать грекам, как нужно поступать, как нет, показывать как хорошие, так и плохие качества человека и учить его быть человеком с большой буквы.

4. В чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

Софокл видит могущество человека в том, что он смог подчинить силы природы (ураган, море) своим умом, что человек создал речь, законы, лекарства.

Но осуждает Софокл людей за то, что человек иногда может возгордится своим всемогуществом и забыть небесные законы.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Миф об Антигоне.


В Афинах говорили: «Выше всего в жизни людской — закон, и неписаный закон — выше писаного». Неписаный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон — в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Антигона».

Был в Фивах царь Эдип — мудрец и страдалец. По воле судьбы ему выпала страшная доля — не ведая, убить родного отца . По собственной воле он казнил себя — выколол глаза, чтоб не видеть света, как не видел он своих невольных преступлений. По воле богов ему было даровано прощение и блаженная смерть .

У Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник — и две дочери — Антигона и Исмена. Когда Эдип отрёкся от власти и удалился в изгнание, править стали вдвоём Этеокл и Полиник . Они договорились править в городе по очереди, год один и год другой. Бросили жребий, и первым выпало править Этеоклу. Прошел год, но не захотел Этеокл отдавать власть брату. Объявил он, будто Полиник замышляет против него недоброе дело, и изгнал из города. Отправился Полиник в Аргос, где правил царь Адраст. Ласково встретил аргосский царь изгнанника, отдал ему в жены свою дочь и обещал помочь вернуться в Фивы.

Собрали Адраст и Полиник большое войско. Много героев согласилось отправиться в поход, семь вождей возглавляли воинство. Не знали они, что идут на гибель, не слушались предсказателя Амфиарая, который убеждал их остаться дома.

Осада Фив.
Подошло войско к Фивам. Семь ворот имел прославленный город, и против каждых ворот стоял вражеский предводитель со своим войском. Взялись граждане Фив за оружие: и стар, и млад поднялись на защиту родного города.

Но даруют ли боги им победу? Спросил об этом Этеокл слепого Тиресия и получил ответ: “Велика вина твоя и твоего брата, начали вы братоубийственную войну. Лишь тогда боги смилуются над Фивами, и город устоит, если кто-нибудь из юношей царского рода добровольно принесет себя в жертву Аресу”.

Подвиг Менекея.
Испугался Этеокл, услышав такое предсказание, хотел он скрыть его от граждан. Но случайно узнал о нем Менекей, сын Креонта. “Разве можно любить себя больше, чем родину? — воскликнул он. — Пусть же моя смерть спасет Фивы от врагов!” С этими словами бросился он вниз с крепостной башни и разбился насмерть. Не напрасной была его жертва: не смогли семь царей взять Фивы. Все они погибли в жестоком бою, а одного из них, по имени Капаней, своей молнией сразил Зевс, когда он уже взобрался по лестнице на городскую стену. Один только Адраст сумел бежать с поля боя.

Поединок Этеокла и Полиника.
В жестоком поединке сошлись у городских стен Этеокл с Полиником. Как два яростных льва, спорящих из-за добычи, бросились они друг на друга. Изломались их копья, иссеклись щиты, погнулись доспехи. И вот нанес Этеокл мечом страшный удар в грудь брату, пал Полиник на землю, рекой хлынула кровь из ужасной раны. Но напрасно торжествовал Этеокл! Наклонился он, чтобы снять с поверженного врага доспехи, и тут собрал Полиник последние силы: вонзил в брата меч по самую рукоять. Рухнул Этеокл на тело брата, и смешалась их кровь, обагряя землю... Смертью закончилось соперничество братьев, вместе отправились их тени во мрак царства Аида.

Антигона.
Устроили фиванцы торжественные похороны своим воинам, павшим в бою, а Полиника решили не хоронить: привел он на Фивы чужеземное войско. Оставлено было его тело на растерзание хищным зверям и птицам в поле у городских стен. Объявил Креонт, ставший правителем Фив, что смерть ждет всякого, кто осмелится предать его земле.

Печалилась об этом благородная Антигона, дочь Эдипа: хоть и привел Полиник врагов, он был ей все-таки братом. Решила она нарушить грозный приказ и стала звать с собой свою сестру Исмену. Но робкой была Исмена, боялась она прогневать правителя, и отправилась Антигона в поле одна. Совершила она погребальные обряды, и звучал ее печальный голос в поле, скорбный, как крик птицы, увидевшей, что чья-то злая рука похитила ее птенцов. Но тут схватили ее стражники и привели к Креонту.

Страшно разгневался правитель на Антигону, а та и не думала скрывать, что нарушила его приказ. “Не боюсь я смерти! — сказала она. — Ведь жизнь моя полна лишь скорби, и еще печальнее стала бы она, не похорони я своего брата, которого люблю, несмотря ни на что!”

Сестры перед Креонтом.
Решил Креонт, что не могла Антигона в одиночестве совершить погребение, что оказала ей помощь Исмена, и приказал привести и ее во дворец. Узнала Исмена, что смерть грозит ее сестре, и решила разделить с ней наказание. “Да, я тоже приняла участие в похоронах брата!” — дерзко заявила она Креонту. Но не захотела Антигона принять ее жертву. “Нет, сестра! Не должна ты умереть со мной, не помогала ты мне! Добровольно ты выбрала жизнь, а я выбрала для себя смерть!” Заплакала Исмена: “Царь, неужели ты осудишь на смерть невесту Гемона, твоего сына?” “Она уже сама себя осудила! — сурово ответил Креонт. — А мой сын, я уверен, откажется от девушки, нарушившей мой приказ!”

Гемон и отец.
Плохо же знал Креонт своего сына! Услышал Гемон о наказании, которое ждет Антигону, и пришел к отцу. “Неужели ты совершишь это, отец? — вопросил он. — Ведь невинна Антигона, и так думают все фиванцы. Неужели совершишь ты неправое дело, нарушишь божеские законы?”

Еще больше рассвирепел Креонт от такого заступничества, хотел казнить Антигону здесь же, на глазах сына, но воскликнул Гемон: “Если умрет она, умру и я! И никогда больше ты не увидишь меня — оставайся один со своими льстивыми друзьями!” Ушел Гемон, а Креонт приказал отвести Антигону за город и заживо похоронить в гробнице царского рода. И вот идет Антигона на смерть — одна-одинешенька — даже друзья не сопровождают ее. Больше никогда не увидит она ясного света.

Цена жестокости и упрямства.
Как только увели Антигону, пришел к Креонту слепой Тиресий. “Зловещие знамения шлют нам боги, царь! — сказал он. — Гневаются они на твое недостойное поведение”. — “Вечно ты возвещаешь беду, старик! Да пусть даже растащат звери Полиника по кускам, и орел притащит один из них к трону громовержца — и тогда не будет он похоронен! Ничто не отвратит меня от моего решения!” — “Напрасно ты не слушаешь богов, царь! Великие беды обрушатся на твой дом! Потеряешь ты тех, кто тебе дороже всех на свете, если будешь упорствовать в своем зле!”

Но испугался Креонт пророчеств и приказал освободить Антигону. Но поздно! Свив крепкую веревку из своих одежд, повесилась девушка в мрачной гробнице. Увидел мертвую девушку Гемон, и не в радость стала ему жизнь. Пронзил он себе грудь мечом и упал на тело невесты: потерял Креонт своего последнего сына. Не выдержала потери и жена Креонта — сама лишила себя жизни. Остался Креонт в полном одиночестве. Еще вчера был он надменный правитель, а сегодня превратился в жалкого, убитого горем человека.

Самый несчастный из царей.
Десять лет прошло после этих событий. Подросли дети царей, ходивших походом на Фивы, и решили отомстить за своих отцов. Называли их эпигоны (потомки). Удачен был их поход. Захватили они Фивы и посадили в нем царем Ферсандра, сына Полиника. Заново отстроили великий город, вернулась к Фивам былая слава. Искупилась вина Эдипа, смилостивились боги над фиванцами. А об Эдипе сохранилась память, как о самом несчастном из царей, живших когда-либо на земле.


ФИЛЬМ





========================
Вопросы
Объясни , что означают слова " орхестра" , "скена". Применяются ли эти слова или похожие на них сейчас ?
Похожи ли древнегреческие трагедии на современное кино ? Почему ?
Актёры театра должны были владеть искусством слова , хорошо петь и танцевать . Где они могли этому научиться ?
Чем отличаются трагедия и комедия ?

Сложные вопросы
1. Прочитай вопросы и ответы о пьесах древнегреческого театра и миф об Антигоне . Подтверди текст таблички "Значение древнегреческого театра".
2. Чему может научить пьеса об Антигоне современного человека или её пора давно забыть ?

=========================

Ваня , просто прекрасно ! 5+.5+ !
Даша , 5. Четверть у тебя закрыта полностью , тебя ждёт приятный сюрприз !
Даша , как всегда , всё правильно . 5.5.
Диана , 5.5. Как всегда - просто прекрасно !
Маша , всё правильно .5.
Вика , всё правильно ,5.5.
Алина , всё хорошо .5.

Подраздел:

Класс: