Возникновение искусства и религиозных верований.





Посмотри этот фильм.

Возникновение религии .
Древние люди не могли правильно объяснить мир и природные явления , многие из которых вызывали страх перед их силой .

Удар молнии.

Извержение вулкана.

Землетрясение.

Ураган.







1. Как была найдена пещерная живопись?
Возникновение искусства.

135 лет назад испанский археолог в поисках орудий древних людей обследовал находящуюся в Испании подземную пещеру Альтамира (1879г.). Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Девочка прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, почти весь потолок пещеры был покрыт красочными изображениями диких быков - бизонов. Звери будто застыли на бегу в странных и причудливых позах. Всего насчитали 23 изображения — целое стадо!





Они были выполнены рукой древнего художника, который талантливо использовал естественные выпуклости свода пещеры. Он оживил эти выпуклости резцом и обвел краской — получились не просто рисунки, а цветные барельефы. Массивные туши бизонов с характерными горбатыми загривками раскрашивались красной краской. Ее тон, оттенки и плотность от места к месту менялись, что придавало рисункам рельефность. Отдельные части тела бизонов, в частности ноги, голова, рога, шерсть на загривке, грудь расписывались черной или коричневой краской.

Археолог, открывший пещерную живопись, предположил, что она создана первобытными охотниками много тысяч лет назад. Вот как он доказывал свою мысль:
1) изображены бизоны - давно вымершие звери;
2) рядом обнаружены кости другого вымершего зверя - пещерного медведя, а также обломки каменных орудий;
3) художники пользовались не современными красками, а цветной глиной - охрой, залежи которой найдены в той же пещере.

Однако никто из ученых не поверил, что живописные изображения бизонов созданы первобытными людьми. Ученым казалось, что «дикари», не знавшие земледелия и скотоводства, не умевшие читать и писать, не были способны так точно изобразить мощную фигуру животного, выпуклости его тела.

Испанский археолог тяжело переживал недоверие ученых. Он так и умер, не добившись признания своего открытия. Уже после его смерти были обнаружены другие пещеры с красочными рисунками. Только тогда ученые перестали сомневаться.

Искусство возникло около 30 тыс. лет назад.

Чаще всего люди изображали зверей, мясом которых питались. От удачи на охоте зависела жизнь родовой общины, поэтому люди наблюдали за зверями, изучали их повадки.

================================

Искусство древних людей на территории России.

На территории России тоже сохранилось немало рисунков первобытных художников в пещерах и на скалах. В 1959 году в пещере на Урале обнаружили на стенах изображения мамонтов, носорогов и лошадей. Также скалы на берегу реки Ангары покрыты рисунками древних художников. Здесь же найдены скульптуры из бивня мамонта. Интересна одежда одной из скульптур: на фигурке женщины изображена меховая одежда с капюшоном. Такую одежду и сейчас носят народы Севера. Так зарождалось искусство.
================================

2. Загадки древнейших рисунков.
Разглядывая рисунки первобытных художников, современные ученые до сих пор не могут найти ответа на вопросы: почему иногда охотников изображают с птичьей головой? Зачем рисунки помещали в глубине пещер вдали от солнечных лучей? Также первобытные люди часто изображали смертельно раненных зверей. Зачем?

3. Человек заколдовывает зверя. «Предположите, почему первобытные люди часто изображали умирающих, пораженных копьями и стрелами животных». (Ответ - Смерть животного на охоте - целое событие, самая большая радость для охотника).




30 тыс. лет назад люди все еще находились в зависимости от сил природы; они не умели бороться с лесными пожарами, наводнениями, болезнями, часто страдали от голода. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, отчего люди болеют и умирают, от чего зависят урожай плодов и ягод в лесу, удача на охоте. Порой лес был полон дичи, река изобиловала рыбой, но вдруг и то и другое пропадало.

Куда всё исчезало? Знаний для правильных ответов не хватало, людям начало казаться, что природой управляют сверхъестественные силы. Возникла вера в то, что сверхъестественные силы можно привлечь себе на помощь, например заколдовать зверя, изобразив его раненым и умирающим.

«Заклинания над изображением кенгуру у австралийцев». Относительно недавно заколдовывали зверя перед охотой австралийцы. На рисунке современного нам художника изображен колдовской обряд. Допустим, завтра на рассвете охотники собираются на промысел. А сегодня они рисуют на песке зверя и все одновременно ударяют копьями в его изображение: зверь заколдован.Завтра , во время охоты он не убежит от охотников .





Внезапно один из танцующих падает, точно пораженный ударом копья. Теперь охота будет удачной, думают люди.

Вывод: Бессилие людей перед явлениями природы, неудачи в хозяйственной деятельности и стремление объяснить, почему люди спят, болеют и умирают, стали причинами для верований в сверхъестественные силы. Такие верования называют религиозными.

4. Зарождение веры в душу.

Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа. Люди верили, что души предков переселились в далекую «страну мертвых». Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.

Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными.

«Погребение охотника».




О появлении веры в сверхъестественные силы ученые узнают также из археологических раскопок. Древний обряд погребения воссоздан современным нам художником на основе раскопок могилы первобытного охотника. Умерший лежит на боку, в позе спящего, с подтянутыми ногами. Рядом с ним - копье, бивень мамонта, кусок мяса.


«Путешествие» в «страну мертвых» считалось тяжелым и опасным: эта страна была отделена от мира живых бурными реками и высокими горами. Одни племена верили, что «страна мертвых» помещается на острове, другие думали, что она находится в глубинах земли, третьи полагали, что она на небесах. Для такого путешествия умершим необходимы были лодки, сани, повозки, кони, крепкая обувь, съестные припасы на дорогу. Все необходимое для «путешествия» обычно клали в могилу. Верили, что на пути умерших встретятся преграды - огненные озера, бездонные пропасти, через которые вели узкие, как волос, мосты. Сорвавшихся с этих мостов ждала вторая и окончательная смерть. Преодолеть преграды умершим помогали священные животные (например, собака-проводник), а также колдовские обряды, совершаемые живыми родичами. Вход в «страну мертвых» охранялся страшными чудовищами: например, свирепым псом с тремя мордами, змеиным хвостом и туловищем, усеянным головами змей. Злой страж впускал только души тех умерших, которые не нарушали при жизни обычаев племени и были погребены по всем правилам.

Религиозные верования - вера в сверхъестественное (колдовство, оборотней).
Сверхъестественное - то чего нет в реальной жизни. Религия – вера в вымышленные существа (богов, духов, души) и поклонение им. Идол - изображение бога из дерева, кости или камня. Боги – сверхъестественные существа, управляющие миром. Молитвы - просьбы, с которыми люди обращаются к богам. Жертвоприношения - подарки богам.

Итог .
Развивалось сознание первобытных людей. Они все чаще задумывались над причинами явлений природы, искали ответы на мучившие их загадки. Из-за недостатка знаний люди объясняли явления природы действием сверхъестественных сил; они верили, что эти силы можно привлечь себе на помощь.

Религия и искусство есть у любой цивилизации .

Вопрос .
Напиши сочинение о возникновении религиозных верований , используя картинки "Удар молнии", "Извержение вулкана" и "Землетрясение", "Ураган".

Представь , что во время этих событий был убит молнией один из людей племени , от извержения вулкана загорелись жилища , а во время землетрясения погибло под обвалом почти всё стадо . Смерч разрушил жилища людей и унёс ребёнка .

Подраздел:

Класс: