Возникновение ремёсел.







Фильм .



!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ремесленник — человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
!!!!!!!!!!!!!!!!


1. Развитие ремёсел.
Самые простые и неровные горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия — земледелие и скотоводство. Он становился ремесленником. Обычно лепили сосуды уже не вручную, а на вращающемся гончарном круге, обжигали их не на обычном очаге, а в специальной печи.

Так вручную изготавливали глиняный сосуд.


Так выглядел гончарный круг.



Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые расплавлялись в огне. Люди заметили, что раскалённый кусок меди меняет форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди ножи, шилья и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида.
Медный топор и форма для его отливки. Рисунок нашего времени.



Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло — обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.
Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
Мастера научились работать и с драгоценными металлами — золотом и серебром, изготавливать из них украшения.




Рассмотри и запомни .


2. Изобретение плуга.
Лёгкой мотыгой твёрдую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять суковатое бревно и сделать из него большую «мотыгу», чтобы тащить её по полю. Так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для подобной пахоты. И тогда человек стал использовать быков, чтобы они тащили по полю тяжёлую «мотыгу». Так возник плуг.





Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было невозможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи.

Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

3. У каждой семьи — своё хозяйство.
Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Земли общины были поделены на отдельные участки. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке. Собранным урожаем ни с кем в общине не делились — им распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали. Но все люди разные: более умелые и прилежные собирали больше зерна и овощей, быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать богаче других.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого можно брать воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное — то, что они соседи и потому должны держаться вместе.

Так мог выглядеть посёлок земледельцев и скотоводов.



4. Выделение знати.
В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отобрать плодородные земли , скот и имущество .

Для ведения военных действий избирался глава племени — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты от врагов и для походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал воинам-соплеменникам.

Вождь племени, его соратники, а также старейшины приобретали известность — их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.

Захваченных на войне пленников вождь и остальные знатные люди делали своими рабами.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие — незнатные, одни были богаче, а другие — беднее.

Крупные поселения понемногу превращались в города, окружённые земляными валами и стенами. В городах жила знать — так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения. В городах находились святилища, где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.
=====================
Вопросы
1. Назови ремёсла , появившиеся у людей .
Какие материалы они использовали и как ?
2. Опиши подробно одно из ремёсел . Почему оно облегчало жизнь людей и делало их труд производительнее ?
3. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
4. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
5. Объясни значение слов : вождь племени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь.
6. Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
=======================
СЛОЖНЫЙ ВОПРОС.
Однажды в родовой общине пришло время убирать навоз в загоне для скота . Раньше эту работу делали все вместе . А в этот раз остались дома три человека . Кто были эти люди ?
Напиши об этом сочинение .

========================
Настя , всё правильно . Ответ на сложный вопрос - нет .5.
Марина , на первый раз - 5.
Слава , ответы просто прекрасны . 5+++! Сложный вопрос - неправильно .
Вера , всё- всё правильно и хорошо ! Сложный вопрос - отлично ! 5.5.
Никита , всё правильно и хорошо . 5.На сложный вопрос - нет, неправильно.

Подраздел:

Класс: