Культура Византии .

В Византии с наступлением Средневековья не произошло такого упадка культуры как в Западной Европе.
Она успешно продолжила развитие достижений римской цивилизации. Стала достойной наследницей античной культуры.

В Византии в начале Средних Веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе. Для управления обширными землями требовалось большое количество грамотных чиновников.
Также развитию образования способствовало наличие и большая доступность учебных заведений. Талантливые выпускники школ, даже будучи детьми простолюдинов, могли занять высокое положение в обществе.Полный курс обучения состоял из трёх этапов: подготовительного, среднего, высшего.

В начальной школе обучали, чтению, письму, учили считать, преподавали церковное пение. Детей из знатных семей чаще всего обучали на дому приглашённые преподаватели. Такая школа могла быть государственной, церковной или частной.
В средней школе изучали грамматику, риторику, частично философию, музыку, геометрию, астрономию.
В некоторых школах изучалась только математика. Эти школы были частными и платными.
Высшее образование включало в себя знание философии, которая делилась на теоретическую и практическую. К первой относили богословие, математику, медицину, музыку. Ко второй – этику, политику, историю.

Высшее образование

В IX веке в Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище.
Постепенно центром научных знаний становится Константинополь.Византийцы сохранили античные знания по математике, астрономии, медицине. Они также пользовались изобретениями и достижениями арабских ученых. Через Византию об этих трудах узнали и в Западной Европе.
Одним из ярких представителей византийских учёных был Лев Математик (790–870 годы).
Приёмный зал резиденции византийских императоров украшали изобретённые им механизмы: статуи рычащих львов, поющих и порхающих птиц и другие механические фигуры.Они должны были изумлять иноземных послов, показывать могущество Византии.
Также он изобрёл «световой телеграф», представлявший собой систему сигнальных башен, которая позволяла в течение часа передать нужное сообщение от границы империи в Константинополь.
Византийцы накопили много знаний по географии. Известный труд Стефана Византийского «Этника» в алфавитном порядке описывает все известные на то время народы мира.





Потребности ремесла и медицины стимулировали развитие химии.В Византии сохранялись рецепты производства стекла, керамики, смальты, эмалей и красок.
Ремесло в Византии
Был изобретён «греческий огонь», который на длительное время обеспечил Византии перевес в морских сражениях.



Христианская религия изменила назначение и устройство храма. Христианский храм существенно отличался от античного. Последний выступал как обитель бога, все обряды происходили снаружи храма. Поэтому главным в храме был его внешний вид.Христианская церковь строилась как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Христианская церковь

Именно в таком ключе построен храм Святой Софии в Константинополе, ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры.Его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Внутри он кажется необъятным.Эффект безграничного пространства создаёт купол диаметром 31 метр. Он имеет 40 окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство – он как бы парит в воздухе.

Храм Святой Софии
это грандиозное архитектурное сооружение на берегу Босфора каждый год привлекает множество туристов и паломников из многих стран и с разных континентов. Движет ими осознание того факта, что простое описание Храма Святой Софии в Константинополе из школьного учебника истории не даёт полного представления об этом выдающемся памятнике культуры античного мира. Его необходимо увидеть своими глазами хотя бы один раз в жизни. Собор этот изначально возводился как высший духовный символ Византии, новой христианской державы, возникшей на обломках античного Рима в четвёртом веке нашей эры. Но история Храма Святой Софии в Константинополе началась ещё до распада Римской империи на западную и восточную части. Самому этому городу, расположенному на стратегически важном рубеже между Европой и Азией, необходим был яркий символ духовного величия.
Как строился храм.
Перед правившим в середине шестого века императором Юстинианом стояла задача воздвигнуть нечто новое и доселе невиданное. По-настоящему поражает воображение тот факт, что грандиозное сооружение собора продолжалось всего лишь пять лет, с 532 по 537 годы. На строительстве одновременно трудилось более десяти тысяч рабочих. На берег Босфора для этого доставлялись в необходимом количестве лучшие сорта мрамора из Греции. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. На современников производили неизгладимое впечатление грандиозность и величие этого сооружения. Многие считали, что совершенно невозможно построить такой собор без непосредственного вмешательства божественных сил. Главный купол величайшего христианского храма древнего мира был издалека виден всем морякам в Мраморном море, приближавшимся к Босфорскому проливу. Он служил своеобразным маяком, и в этом было ещё и духовно-символическое значение. Так было задумано изначально: византийские храмы должны были затмить своим величием всё то, что строилось до них.
Интерьер собора.
Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Его волей из многих городов империи на отделку храма были доставлены готовые колонны и другие архитектурные элементы, взятые из ранее существовавших античных сооружений. Особую сложность представляло купольное завершение.Грандиозный главный купол поддерживала арочная колоннада с сорока оконными проёмами, обеспечивавшими верхнее освещение всего храмового пространства. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. По свидетельству византийских историографов и оценкам современных экспертов, император Юстиниан только на интерьер собора потратил несколько годовых бюджетов своей страны.




Византийские храмы и постройки украшались мозаиками – изображениями из разноцветных камней, укреплённых в сырой штукатурке. Фресками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

Высокого уровня в Византии достигло прикладное искусство. Византийские изделия из слоновой кости и камня, эмали, керамика, художественное стекло и ткани ценились в средневековом мире и имели широкое распространение за пределами страны.





Быт населения Византии во многом отличался от такового в Западной Европе.

Несмотря на большую роль христианства, античные влияния оставались значительными в течение всего существования Византийской империи. Также в формировании византийского быта немаловажным было влияние Востока.

Жизнь в Византии строилась вокруг семьи и церкви. Византийцы считали семью своей главной опорой в мирской жизни. Церковь – в духовной.

Жильё византийцев зависело в первую очередь от их социального статуса и материального положения.

Дома знати отличались роскошью и красотой. Они сохраняли многие черты римских жилищ.

Жилища бедняков и простых крестьян были достаточно простыми. В сёлах дома были одноэтажными и строились из камня или тростника, обмазанного глиной. В городах дома часто были многоэтажными.

Знатные византийцы

В Византии были распространены разнообразные развлечения. Возможность участвовать в развлечениях во многом зависела от социального и материального положения человека.

Но самым любимым всенародным развлечением были соревнования на константинопольском ипподроме.

Такие соревнования сопровождали различные праздники и торжества. Вход на Ипподром был свободен. Посетители делились, в зависимости от того, какую партию они поддерживали, на зелёных, голубых, красных или белых. Каждый возница одевался в одежду цвета своей партии.

На ипподроме





Соревнования начинались лишь после появления самого императора. Публика награждала победителей соревнований аплодисментами, а император золотом.

В начале Средних Веков Византия оставалась наиболее культурной страной Европы.

Правители европейских стран приглашали византийских мастеров к своим дворам. Константинополь стал центром науки и образования, в котором обучались многие европейцы.

Сильным было византийское культурное влияние в славянских землях. Русь, Болгария и Сербия приняли христианство из Византии.

Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. Первые каменные храмы Руси были построены мастерами из Византии.

Византия и Русь


Культура Византии была перекрёстком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

ФИЛЬМ

Вопросы .
Рассмотри иллюстрацию "Византийская школа". Почему у некоторых персонажей на голове нарисован есть круг , а у других его нет ?
В материале этого урока есть древнее название "Понт Эвксинский". Как это называется сейчас ?
Сегодня город Константинополь называется ....... и находится на территории ......
Почему в Византии было хорошо развито образование ?
Перечисли достижения и открытия византийцев в области культуры и науки .
Прочитай материал о храме Святой Софии и рассмотри иллюстрации . Объясни , почему храм построен именно таким ?
Почему правители европейских стран приглашали византийских мастеров к своим дворам и что это означает ?
Чем отличался ипподром Константинополя от Колизея Рима ? Почему ?
Объясни понятия "смальта" и "мозаика".

================================

Ефим , это просто праздник какой-то .5 +.

Подраздел:

Класс: