Культура стран Арабского халифата .

Изучи эту карту . Найди государства , изученные нами в прошлом году - Египет , Двуречье , Финикию , Грецию, Еврейское царство . С помощью второй карты найди территорию Арабского Халифата . Подумай , почему у арабов была высоко развитая культура ?





1.Развитие образования.

В арабский халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли "латынью Востока". На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.
Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции знатоков Корана. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.
Каждый знатный человек желал иметь в своей свите как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известны люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, а за это прославляли их и посвящали им свои произведения.

Арабский алфавит состоит из 28 букв, все они являются согласными. Каждая арабская буква обозначает один согласный звук. Что касается гласных звуков, то для их обозначения служат специальные знаки — огласовки (по-арабски حَرَكَاتٌ). Это три знака, служащие для отображения гласных «а», «и», «у». Однако произношением трех гласных арабский язык не ограничен. Если мы послушаем арабскую речь, то можем услышать и другие гласные звуки.

Почему арабский алфавит не содержит гласные буквы?

Арабский язык, его алфавит и система письма во многом повторяют языки-предшественники (арамейский, финикийский), в том числе, в отсутствии гласных букв в алфавите. Вместо букв для отображения гласных звуков используются специальные знаки (огласовки), которые пишутся над и под буквами.









2.Научные представления арабов.
Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. – арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии. Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).
С восьмого по тринадцатый век восточная цивилизация активно развивалась. Особенно это было заметно в сфере науки. Огромное внимание было уделено математике, астрономии. То есть в почете была точность. По всему Ближнему Востоку главным центром науки и культуры считался город Багдад. А все потому, что он находился географически очень выгодно. Арабы не постеснялись воспользоваться этим и активно перенимали много полезного от Азии и Европы. Багдад часто собирал видных ученых с этих континентов, которые передавали друг другу опыт и знания, рассказывали о своих открытиях. При этом индусы и китайцы пользовались своими системами исчисления, которые состояли всего из десяти символов.
Арабские цифры изобрели совсем не арабы. Они просто оценили преимущества их, по сравнению с римской и греческой системами, которые считались самыми совершенными в мире на тот момент. Но ведь гораздо удобнее отображать бесконечно большие числа лишь десятью знаками. Главным достоинством арабских цифр является не удобство написания, а сама система. Неудивительно, что и европейцы стали пользоваться этой удобной системой .







Астрономия


Первоначально астрономия в исламских странах служила исключительно для религиозных нужд:

1. календарная проблема: мусульмане использовали лунный календарь, где начало месяца совпадает с моментом первого появления на западе тонкого лунного серпа после новолуния. Задача заключалась в предсказании этого момента;

2. исчисление времени: с помощью астрономических методов необходимо было точно определять время молитвы;

3. определение направление на Мекку (город в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман): молитва у мусульман совершается лицом к Мекке, и так же должны были быть ориентированы мечети. Задача астрономов заключалась в определении направления на Мекку в данном географическом пункте.

Для решения этих задач в основном и существовала средневековая астрономия, с XI в. при мечетях даже вводится специальная должность хранителя времени, которую занимал астроном.Ибн аш-Шатир

В своей книге «Предел желания в исправлении элементов» Ибн аш-Шатир излагает новую теорию движения Солнца, Луны и планет; его теория Луны совпадает с теорией Коперника.

Ибн аш-Шатиру принадлежит ряд трактатов об устройстве и применении астролябии , «Трактат об определении дат», «Книга о знаках Зодиака и восхождениях».

Омар Хайям как астроном

Он известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века. Это был принципиально новый солнечный календарь, который стали называть по имени султана - «Джалали». Количество дней в месяцах в этом календаре варьировало в зависимости от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней.

С астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся тогда в Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский календарь) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский календарь) Хайямом принято было соотношение «8 високосных на 33 года». Другими словами, из каждых 33-х лет 8 были високосными и 25 обычными. Этот календарь хорошо соответствовал астрономическому году и природным сезонам, но требовал трудоёмких астрономических наблюдений и расчётов .








3.Арабская литература.







4. Медицина.
При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.
Али ибн Сина (лат. Avicenna, 980—1037) — великий ученый-энциклопедист средневекового Востока, преуспевший в 12 науках, о чем свидетельствуют 12 стел над его мавзолеем в Хамадане.

К 16 годам Ибн Сина стал признанным врачом. В возрасте 22 лет, Ибн Сина покинул Бухару. За свою жизнь Ибн Сина посетил многие города Средней Азии и Ирана. В течение ряда лет он жил в процветавшем Хорезме и был одним из учёных «Дома мудрости» в Хорезме.

До нас дошло около 240 трудов Ибн Сины по философии, медицине, химии, астрономии, в том числе около 30 трудов по медицине. В Хорезме Ибн Сина начал работу над «Каноном медицины» и писал его около 20 лет. «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний того времени. Он состоит из пяти книг. Первая книга посвящена общим принципам медицины и гигиеническим воззрениям Ибн Сины. Одна из ее частей— «О сохранении здоровья». Вторая и пятая книги посвящены лекарствоведению. Во второй описаны простые лекарства, «в которых нет искусственно изготовленного состава», в пятой—«сложные» лекарства, яды и противоядия. В целом в «Каноне» описано 811 лекарственных средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Многие из них забыты , но около 150 используются в современной медицине. В третьей книге описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам — «от головы до пят»), их диагностика и лечение. Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов, переломов, опухолей, воспалений .) и общим заболеваниям организма (лихорадки, заразные болезни, кожные болезни, косметика, учение о ядах).





5.Особенности арабского искусства .











5.Влияние культуры халифата на мировую культуру.









===================================
Это интересно узнать


===================================
Вопросы

Используя карты и текст сделай вывод . Почему арабы имели много знаний ?

«Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика» - гласит арабская пословица . Правы были древние арабы ? Почему ?

«Тот не умирает, кто отдает жизнь науке» - ещё одна арабская пословица . Объясни , как ты понимаешь её ?

«Важнейшее упражнение человека – знание» - почему так считали арабы ?

«Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». - почему так считали арабы ?

Какие достижения и открытия арабов мы используем в наше время ?

========================================
----------------------
Виолетта , всё правильно .5.

Подраздел:

Класс: