Искусство древних египтян . Пирамиды Египта . Две части .







ЧАСТЬ ПЕРВАЯ . ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН.

Искусство Древнего Египта - архитектура, скульптура, музыка, живопись.
Запомни . Архитектура, или зодчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения .
Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов .
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность ,рисование .

Египтяне создали много замечательных архитектурных сооружений. Во втором тысячелетии до н. э., когда в результате грабительских войн усилился приток богатства и рабов, египтяне воздвигли величественные храмы богам. Храмы строились из «вечного камня» — гранита и известняка. Больше всего было храмов в Фивах, самом богатом и великолепном из египетских городов. В честь бога Амона-Ра был создан знаменитый Карнакский храм, строительство которого завершилось при Рамсесе II.





Главный зал Карнакского храма имеет площадь в 5000 кв. м, в нем 134 колонны.
Некоторые из этих колонн так велики, что на верхней площадке их может уместиться сто человек. Колонны имеют верхушки в виде пучков папируса или цветка лотоса. Залы древних храмов как бы изображали нильские заросли.





Храмы вырубались также в скалах. Самый крупный из таких скальных храмов расположен в Нубии, завоеванной Египтом . Он одновременно являлся и крепостью.





Колонны поддерживали крышу. На колоннах — изображения богов и фараонов.




Высокого мастерства египтяне достигли в скульптуре — искусстве лепить из глины, вырезать из камня и дерева, отливать из металла изображения людей и животных.

Египетская скульптура служила в основном религиозным целям. Скульптурное изображение египтяне считали «двойником» умершего , как бы продолжавшим его жизнь.
Египетские скульпторы создавали статуи фараонов, военачальников, чиновников, жрецов. Фараонов скульпторы изображали сидящими на троне. У них суровые и властные лица, величественные позы.







Статуя вельможи .



Скульпторы умели правдиво, реалистически передать внешность людей и их одежду. По статуям мы можем себе представить, как выглядели, во что одевались древние египтяне. В гробницах нередко находят небольшие деревянные фигурки рабов и слуг. Знание народной жизни позволило египетским скульпторам искусно изобразить пастухов со стадами, ткачей, гребцов, носильщиков.












На стенах египетских гробниц сохранилось множество рисунков. При изображении человеческой фигуры лицо давалось в профиль, глаз — анфас и плечи — развернутыми.
Египетские художники хорошо знали и любили родную природу долины Нила. Яркими, сочными красками они рисовали животных и птиц в зарослях тростника, рыб в нильских волнах.
По рисункам мы представляем себе, как проходили 'полевые работы: пахота, посев, жатва, молотьба, как трудились различные ремесленники. Египтяне создали немало обличительных рисунков. На одном из них шакалы пасут стадо коз. Нетрудно понять, что шакалы — это чиновники, которым доверили «пасти» народ.










О музыке Древнего Египта .

На стенах египетских гробниц сохранились изображения людей с музыкальными инструментами: арфой, флейтой, барабаном и др










Музыка звучала в храмах во время религиозных церемоний; музыка и пение услаждали слух фараона и его вельмож; под песню в поход шли египетские воины. Создавал свою музыку и народ.
Песни звучали под такт ударов молотов, помогая тяжелому труду каменотесов, песни сочинялись гребцами, носильщиками, изнемогавшими под тяжестью мешков с зерном:

Должны ли мы день целый
Таскать зерно и белую полбу?
Полны ведь уж амбары,
Кучи зерна текут выше краев.
Полны корабли,
И зерно ползет наружу,
А нас все заставляют таскать.
Воистину из меди наши сердца!

ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

ЧАСТЬ ВТОРАЯ . ПИРАМИДЫ .

А теперь о самом интересном - пирамидах древнего Египта .
Одно из семи чудес света – это пирамиды древнего Египта. Возраст этих сооружений составляет около 4500 лет. Самые знаменитые пирамиды, пользующиеся особенной популярностью у туристов и исследователей, находятся на противоположном от египетской столицы берегу Нила – на древнейшем кладбище в Гизе. Ученые утверждают, что в те времена было возведено более сотни пирамид, но до наших дней дошла лишь малая их часть, которая является на сегодняшний момент важной достопримечательностью Египта. У этих таинственных сооружений было особое назначение в качестве гробниц фараонов и их жен. Строили пирамиды из огромных каменных блоков, некоторые из них облицовывали белыми мраморными плитами.
Самым ранним сооружением считается гробница фараона Джосера, построенная по проекту древнеегипетского архитектора Имхотепа. Эта пирамида имеет своеобразную, ступенчатую форму.


Это вид на весь комплекс - пирамида и храм .






Самой знаменитой по праву считается пирамида Хеопса. До середины XIX века это сооружение считалось самым большим во всем мире. Её высота составляет 147 метров, все стороны полностью симметричны, а площадь постройки более 50 тысяч квадратных метров. Но при всем ее величии, и несмотря на внушительные размеры самой пирамиды Хеопса, ее внутренние помещения составляют не более 5 процентов от всей площади. Также известно и имя архитектора, спроектировавшего столь монументальное сооружение – его звали Хемуин.




Вид с пирамиды Хефрена на пирамиду Хеопса .





Вторая по размеру – пирамида Хефрена. В высоту она меньше пирамиды Хеопса всего на несколько метров, но расположена на более высокой и крутой возвышенности. При этом около пирамиды расположена статуя Великого Сфинкса. Многие египтологи считают (хотя это не доказано), что лицо Сфинкса представляет собой каменный портрет Хефрена. Кроме того, эту пирамиду отличает от других тот факт, что в ней обнаружено всего две погребальные камеры. Свободного пространства в этой гробнице – менее одной сотой процента от общего объема. Некоторые исследователи в этом случае обращают внимание на записи древнегреческого историка Диодора, который в своих сборниках сообщает, что Хефрена современники ненавидели столь сильно, что его настоящую гробницу пришлось сделать не в пирамиде, а в секретном месте.

Большой сфинкс .
Назначение и название .

Статуя Нилу и восходящему солнцу. Древние египтяне видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. Ещё одно назначение сфинкса - быть стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов.
Древнеегипетское название Большого сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница».
Время создания.
Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока остаются загадками. Принятое в современной литературе суждение о том, что его строителем был Хефрен , подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от сфинкса археологи обнаружили в песке изображение Хефрена.Римский историк Плиний описывал Большого сфинкса как чудовище. Средневековые арабы в «Тысяче и одной ночи» и других текстах также именовали его «отцом ужаса».





Длина большого сфинкса 57 м., а высота - 20 м. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды после охоты задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс плитой с надписью, повествующей об этом событии.




Как же строили пирамиды древние египтяне ?

Ученые уже давно занимаются изучением знаменитых египетских пирамид, расположенных в Каире. Однако исследователи до сих пор не пришли к единому мнению ...

Пирамиды восхищают и поражают, прежде всего, своими размерами. Но даже сегодня очень трудно дать объяснение тому, каким образом можно было их создать, не имея современных механизмов. Человечество пытается разгадать загадку пирамид.
Высказываются разные предположения. Например, строительство с помощью помоста , который возводили рядом с пирамидой.Помост постепенно повышали вместе с ростом самой пирамиды и по нему волоком затаскивали блоки все выше и выше. Исследователи подсчитали, что в пирамиду Хеопса их уложено около трех миллионов, причем их вес достигал от 2 до 60 тонн. Самые большие находятся в нижней части пирамиды до уровня 40 м. Пирамида Хеопса имела высоту 147 м. Это почти 50-этажный сегодняшний жилой дом. И вот на эту высоту необходимо было затащить блоки.

Свидетельства Геродота о технологии возведения пирамид.

Наиболее вероятное представление о технологии возведения оставил нам Геродот. В своей «Истории» 445 г. до н. э. он описал главные принципы строительства пирамид. Геродот писал, что на строительстве использовался труд одновременно 100 000 человек. которые непрерывно работали по три месяца, затем их меняли.

Камни вырубались в карьерах и затем перетаскивались к Нилу, откуда сплавлялись на больших плотах к месту строительства. Только на строительство дороги ушло десять лет. Большая пирамида сооружалась 20 лет - вместе с облицовкой, которая была выполнена очень тщательно, с точной подгонкой отполированных камней. И, что самое интересное, Геродот описывает, с помощью каких механизмов создавалась эта громадина. Сначала пирамида была ступенчатой. И как только была закончена первая ступень, на нее с помощью специальной подъемной машины подавались блоки для дальнейшего строительства.

Машины, представлявшие собой устройства с деревянными балками, ставились на каждом вновь возводимом ярусе, и с их помощью камни перемещались со ступени на ступень. Машины могли переноситься по мере необходимости. Облицовывали пирамиду, наоборот, сверху вниз.



По подсчетам ученых, древним строителям нужно было проделать титаническую работу, ведь мало было сложить все блоки один на другой, изначально нужно было их доставить до места строительства. Однако ближайшие большие каменоломни находятся в сотнях километров от места строительства, как же могли древние египтяне доставлять грузы, массой в десятки тонн? Кроме того, края огромных блоков подогнаны настолько тщательно, что между ними с трудом можно просунуть лезвие ножа.
Кто же строил пирамиды ?
В Египте жизнь существует только по побережьям великой реки Нил. Так или иначе вся жизнь была связана с рекой. На 4 месяца в году Нил разливается и затопляет все поля Египта. В это время, местные жители были, по сути безработными, так как не могли возделывать свои поля, залитые водой. Эти четыре месяца в году и использовались для строительства пирамид. Строители пирамид в качестве вознаграждения за свою работу получали получали продукты питания - хлеб, рыбу , мясо , овощи , финики и даже пиво. В посёлках строителей было медицинское обслуживание, и даже первое подобие государственной почты, позволявшее бесплатно отправлять часть продуктов питания в семьи.
Медными свёрлами египтяне делали отверстия в камне , рядом друг с другом . Потом в отверстия забивали деревянные колья и поливали их водой . Дерево разбухало и каменный блок отламывался .









На больших лодках блоки переправляли на другой берег Нила.





Десятки людей на салазках тащили блок к строящейся пирамиде .





Каждый блок отёсывали , измеряли и укладывали на своё место в пирамиде .




После смерти фараона его мумию помещали в саркофаг из золота , который вкладывали в саркофаг из камня . Учёные вошли в погребальную камеру внутри пирамиды .




Грабители древних пирамид .

Ночь.Куда идут двое египтян ?
"Я боюсь гнева богов ! Сфинкс оживёт и задушит нас !" - дрожит от страха один .
"Голод и нищета страшнее их гнева ! Идём , я знаю , как проникнуть внутрь !" - торопит второй .

Зачем же они хотят проникнуть внутрь пирамиды ? Что же им там нужно ?

"Осветив факелами заблестевшие как чёрный лёд шлифованные гранитные стены гробницы , вошедшие в ужасе отступили - посреди неё стоял прямоугольный и тоже весь чёрный саркофаг . В нём лежала мумия в золотой броне , осыпанной драгоценными камнями , с золотым мечом у бедра. На лбу мумии красным огнём горел громадный рубин , весь покрытый письменами , непонятными ни единому смертному".





Никто не должен был нарушить покой фараона.
Поэтому пирамиды были очень прочными сооружениями со множеством защитных устройств и ловушек . Входы в пирамиду были тщательно замаскированы и располагались в совершенно неожиданных местах, коридоры имели тупиковые шахты или выходы к глубоким колодцам , прикрытым поворачивающимися под весом человека крышками , а сами саркофаги превращались в непроницаемые сейфы. В коридорах пирамид некоторые плиты потолка были связаны с плитами пола специальным устройством . Стоило наступить на нижнюю плиту , срабатывал механизм и верхняя плита весом в несколько тонн падала на непрошенных гостей . Иногда плита потолка падала сзади грабителей , перекрывая им путь назад и они оставались внутри пирамиды замурованными навеки .
Вот так . Внезапно за спинами грабителей раздавался грохот . Обернувшись , они в ужасе увидели вот это - упавшую сверху плиту , закрывшую выход .





Но все это было напрасно, и не все мумии удалось спасти от грабителей.
Современное фото . Это коридор внутри пирамиды . На месте досок на полу тысячи лет назад строители устроили ловушку - слабо укреплённую плиту пола , поворачивающуюся под весом человека . Под ней - глубокий колодец . Догадайся , что нашли современные исследователи на дне этого колодца ?





И насколько мы можем восхищаться мастерством древних архитекторов и строителей, их трудом и умением, настолько же надо отдать должное и тем, кто смог преодолеть все препоны и проникнуть внутрь прекрасных пирамид в поисках сокровищ. Эти безумцы совершали немыслимые поступки для достижения своей цели. Например, смогли прорубить коридор в стене Великой пирамиды, по которому туристы ходят и по сей день.

Ученые рассчитали, что во время такой операции грабителям пришлось перетаскать неимоверно большое количество каменных глыб. Такие же туннели были проделаны в пирамиды фараонов Униса, Усеркафа, Ниусерры, по которым позже смогли пройти археологи. Если где-то исследователям и удавалось попасть в пирамиду через основной вход, то только благодаря тому, что перед этим через него проходили грабители. Причем расхитители умудрялись попасть в усыпальницы самым правильным и наикратчайшим путем. Откуда они так хорошо владели информацией и знали, что делать ? Грабителям почти всегда удавалось обойти ловушки, они знали, где кончается тайный коридор, где нужно свернуть и в каком месте необходимо сделать лаз.

Например, в камере пирамиды фараона Хинджера умельцы в нужном месте просверлили маленькое отверстие и опустили в него ребенка на веревке. Таким образом, удалось вытащить почти все содержимое гробницы. И это проделывалось в очень трудных условиях.

Даже туристам становится жутковато при посещении гробниц: слабый свет от фонариков, духота, скрип каменной пыли под ногами, а ведь смелые воры, можно сказать, работали в еще более затруднительных обстоятельствах, подвергая себя опасности навсегда быть похороненными живьем в каменных стенах.

Можно лишь предположить, что существовали свидетели строительства пирамид из числа надсмотрщиков и вельмож , которые могли сохранить и передать тайну подземных ходов своим детям или внукам.

А далее люди, владевшие такой тайной, лишь ждали своего часа и действовали наверняка во времена ослабления охраны пирамид. Также вероятно и то, что им помогали сами жрецы или люди, обязанные следить за гробницами, естественно, за соответствующую плату. Со времен Нового царства сохранился до наших дней очень интересный документ. В этом папирусе рассказывается об ограблении пирамид в Долине царей. По этому факту во времена правления Рамсеса IX состоялся суд над пойманными грабителями, которыми оказались люди низшего происхождения: каменотес Хапиур, плотник Ирамун, крестьянин Аменемхеба, гребец Ахауи и раб-нубиец Ахаутинефера.

Да и можно предположить, что без помощи людей власти вряд ли удавалось бы совершать столь грандиозные ограбления в то время.

И это лишь один такой документ, приоткрывающий современной истории тайну разграбления египетских пирамид. Остальное лишь можно домыслить: как грабители готовились, обсуждали и продумывали свои планы, а затем подкупали охрану. Но самое тяжелое — это вырубание лазов и ходов, для чего было необходимо огромное терпение и смелость, ведь на это могло уйти много дней или даже месяцев.


Устройство пирамиды Хеопса и вид внутренних помещений .













=================================

Вопросы к части первой .


Прочитай внимательно текст на этой вставке - картинке . Почему древние египтяне называли скульптора "Творящий жизнь"? Ведь он создавал неживые скульптуры . ЭТО СЛОЖНЫЙ ВОПРОС .





Расскажи о скульптурах египтян . Из каких материалов их делали ? ? Самая большая скульптура - это ......
Расскажи о роли живописи в древнем Египте . Назови несколько особенностей .
=================================
=================================
Вопросы к части второй .

Теперь ты многое знаешь о пирамидах . Составь рассказ от имени одного из людей , имевших отношение к пирамидам . Например, от имени
Фараона
Вельможи
Инженера
Рабочего
Грабителя

Сложный вопрос.
Арабы говорили так :
«Всё на свете боится времени, и только время боится пирамид». Почему они так считали ?
===========================================

Слава , прекрасный ответ . всё правильно .5.5 .

Подраздел:

Класс: