Письменность и знания древних египтян .








Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния письменности в древнем Египте .





Ос­но­вой еги­пет­ской пись­мен­но­сти яв­ля­ет­ся ри­су­ноч­ное пись­мо, или пик­то­гра­фия (каж­дое слово изоб­ра­жа­лось в виде ри­сун­ка – изоб­ра­же­ние ног озна­ча­ло «идти» и т.п.). Егип­тяне стре­ми­лись за­ри­со­вать то, что хо­те­ли за­пом­нить. Так воз­ник­ли зна­ки-ри­сун­ки.







Со вре­ме­нем ри­сун­ки стали изоб­ра­жать не толь­ко от­дель­ные слова (солн­це, дом, быка и т.п.), но и слоги (зву­ко­вые со­че­та­ния).





Еги­пет­ская пись­мен­ность пред­став­ля­ла собой набор зна­ков, пе­ре­да­ю­щих звуки про­из­но­си­мых слов и сти­ли­зо­ван­ных ри­сун­ков, по­яс­ня­ю­щих смысл дан­ных слов и по­ня­тий. Такие пись­мен­ные знаки по­лу­чи­ли на­зва­ние иеро­гли­фов (иеро­гли­фи­че­ское пись­мо). В еги­пет­ском языке было более 700 иеро­гли­фов .


Время воз­ник­но­ве­ния
Еги­пет­ская пись­мен­ность за­ро­ди­лась в конце IV ты­ся­че­ле­тия до н.э.
На чем пи­са­ли егип­тяне ?
Бу­ма­гу егип­тяне не знали. Пи­са­ли на па­пи­ру­се, ко­то­рый из­го­тав­ли­ва­ли из стеб­лей бо­лот­но­го трост­ни­ка.Кусок стебля разрезали вдоль и расправляли . Получившуюся полоску помещали на специальную доску . Ниже помещали вторую , третью ...Такое же количество полосок располагали поперёк ,смачивали водой, накрывали тканью и простукивали деревянным молотком или прокатывали скалкой . Выделявшийся сок склеивал полоски . Если написать надо было много , папирус делали очень длинным . А для удобства переноски и хранения сворачивали в свиток .







Папирус - мягкий и рыхлый . Писать на нём пером невозможно . Поэтому чаще всего писали мягкой кисточкой или заострённой палочкой , окунув в краску . Писец носил с собой письменные принадлежности - чернильницу с двумя отделениями для красок разного цвета , горшочек с сухим мелким песком и палочку для письма , вставленную в футляр . Когда писец заканчивал работу ,палочка вынималась и вставлялась в футляр заострённой стороной , для сохранности .





Это интересно узнать .
Как была разгадана тайна иероглифов.

На стенах египетских храмов, в гробницах фараонов, знатных вельмож помещено много загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы - священные письмена. Французскому учёному Шампольону удалось прочесть древнеегипетские тексты. Впервые он увидел иероглифы в 11 лет. « Я прочту это, когда вырасту,» - сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы, связанные с Египтом. Его внимание привлёк камень, найденный в Египте, на котором были надписи на древнегреческом языке и египетские иероглифы. Камень стал ключом к разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолмееса ( Птолемея), а на другом камне в рамке было имя царицы Клеопатры. Шампольон доказал, что иероглифы – это знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом.




4. В древнеегипетской школе.

Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Мальчики занимались в школе целый день.





Давайте представим себе, как проходили занятия в древнеегипетской школе. Пол устлан циновками: на них и сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель, писец. За ним раб несет письменный прибор и два ящика с рукописями. Учитель садится в резное кресло. Мальчики получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам для письма давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем им доверяли папирус.




Ученики писали тростниковой палочкой, обмакивая её в чёрную краску. Когда хотели выделить новую мысль, то её писали красной краской обычно с новой строки.

Нелегко было научиться писать в Древнем Египте, нужно было выучить 700 иероглифов. Они были очень похожи на рисунки и передавали целое слово. Но затем иероглифы стали означать отдельные слоги или даже буквы. Так возникло слоговое письмо. Примеры иероглифов - " рот", затем и согласный звук «р», иероглиф " хлеб " стал употребляться для передачи звука «Т», потому что по-египетски «хлеб» - «тэ» . Иероглифом - «мотыга» могли записывать сочетание согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались.Но затем египтяне придумали знаки и для обозначения гласных звуков.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Поучения писцов ученикам

(Из документа на папирусе)

Будь писцом — он освобождён от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твоё было гладким и рука твоя мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя будут все почитать и приветствовать. Писцы — у ног владыки Египта и внимают словам его.

Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю я тебя сто раз, и ты будешь как побитый осёл. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но ты поступаешь по-своему.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Математика .
Где же в Древнем Египте применялись математические знания?
Египтяне использовали математику, чтобы вычислять вес тел, площади посевов и объемы зернохранилищ, размеры податей и количество камней, требуемое для возведения тех или иных сооружений. В папирусах можно найти также задачи, связанные с определением количества зерна, необходимого для приготовления хлеба для воинов и строителей пирамид , а также более сложные задачи, связанные с различием в сортах зерна .
Но главной областью применения математики была астрономия, точнее расчеты, связанные с календарем. Календарь использовался для определения дат религиозных праздников и предсказания ежегодных разливов Нила.








Какие математические действия умели делать египтяне ?

находить квадратный корень;
возводить в степень.
решали уравнения с одним неизвестным первой и второй степени;
в одной из задач речь идет о прогрессиях;
находить площади треугольника, квадрата, круга.
Обозначение чисел в Древнем Египте.




Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Сотня, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов – самое большое число.


Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Например, число 4515 записывалось так:

Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее. Немного странно , правда ? Это потому , что у египтян не было цифры "0".



Астрономия в Древнем Египте.
В жизни Египта большую роль играли разливы Нила, поэтому важно было научиться их предсказывать. Наблюдая за небом, замечая положение звёзд и планет , египетские жрецы составили точный календарь, в году было 365 дней, это позволило жрецам предсказывать, в какой день начнётся разлив Нила.
Вся религия древних египтян и их календарь основывались на восходе Сириуса. Сириус - самая яркая звезда на ночном небе . В Египте восход Сириуса выпадает на 23 июля , появляясь в виде ярко - голубой звезды. Большинство сооружений Египта, такие как пирамиды и храмы, построены исходя из этого направления.
Сириус восходит на небе после своего длительного отсутствия на звездном небе, его нет 70 суток, и его появление на небе совпадает с разливом реки Нил, началом которого является летнее солнцестояние. В календаре древних египтян начало года выпадало на восход Сириуса .











В Древнем Египте была развита медицина, были найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней».

















====================================
Вопросы
1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?
2. Кто в Древнем Египте был хранителем знаний?
3.Возьми лист бумаги . Запиши на нём египетскими цифрами год , месяц и день своего рождения.
4. Объясни, почему в Древнем Египте говорили: « время утекло»?
5. Какие науки были развиты в Древнем Египте? Как они применялись ?
6. Почему египтян называли «учителями учителей» других цивилизаций?
7.Как называется наука, которая ведёт наблюдения за небесными телами?

======================================

Ваня , вопросов всего 7. На сколько ответил ты ? 4.
Денис , 5.
Слава , 5 +. Очень хороший ответ .

Подраздел:

Класс: