Земледельцы Аттики теряют землю и свободу .







Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо.
Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремёсла. В Греции стали возникать небольшие са­мостоятельные государства — полисы . В территорию каждого полиса входил город , расположенные вокруг него хлеб­ные поля , пастбища, оливковые рощи и виноградники ; поселения земледельцев, усадьбы богачей.





==============

1. Древняя Аттика и её население.
В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.

В Аттике нет полноводных рек. Большая часть области покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.





Разведение оливок и винограда.
Природные условия Аттики позволяли выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда и забот . Оливки росли на вечнозелёных деревьях с искривлённы­ми стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упав­шие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.

Оливки ели солёными и вымоченными в уксусе. Из оливок вы­давливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиня­ный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонёк едва разгонял мрак. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, от­чего кожа становилась скользкой.











В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьян­ство резко осуждали.
===========
Знать и демос в Афинском полисе.
В VII (7-м) веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой на­род, по-гречески демос, в управлении не участвовал.





На холме, посвящённом богу войны Аресу , заседал совет знати — ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей — архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни .

4. Бедственное положение земледельцев.
В VIII—VII веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, са­пожников. Растущему населению города требовалось всё больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Земле­дельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы.
Сапожник снимает мерку с ноги женщины. Кузнечная мастерская. С рисунков на древнегреческих вазах.





Лучшими зем­лями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и камени­стые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давал­ся им тяжким трудом.





В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг — отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке, но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же от­даст за пользование землёй новому её владельцу.





Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-долж­ника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Властью знати был недоволен весь афинский демос (простой народ). На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, зем­ледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

Законы Драконта

Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами.
Некото­рые из них кажутся нам нелепыми . Например , бык , забодавший насмерть человека , приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же посту­пали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепи­цей - её вышвыривали за границу полиса .
Драконт ввёл и новые законы : по словам древних греков , они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти виногра­да или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека , и за кражу луковицы из чужого огорода . Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни , а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.
=================

Миф о споре Афины с Посейдоном






И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем горо­да?





Решили боги так : кто сделает жителям лучший подарок, тот и по­бедит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон — забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-солёной.





Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в прекрасную оливу, покрытую листьями и плодами . Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим... Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с её именем.




==================
Вопросы
Объясни значение слов: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень.
Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? Каким нет?
Из кого состоял афинский демос? Чем он был недоволен в VII (7-м) веке до н. э.? Чего требовал?
Сложный вопрос . Почему греки признали подарок Афины лучшим ?
====================
Слава . очень хорошо ,5.5.

Подраздел:

Класс: