Культура раннего возрождения в Италии .Научные открытия и изобретения .


Назовите характерные признаки античной культуры.



В середине XIV века в Италии зарождается новая культура — культура Возрождения, которая в раннее Новое время распространилась по всей Западной Европе.
Это была городская культура, расцвет которой был связан с развитием городов-государств и античным наследием. Эпоха Возрождения, когда развивалась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора её столетия называют ранним Возрождением.




«Любители мудрости» и возрождение античного наследия. В XIV веке в богатых городах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они были хорошо образованы и считали, что Античность можно считать золотым веком, когда процветали науки и искусство, люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную латынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить золотой век и соединить его античную доблесть с христианской верой.

Своё время «любители мудрости» назвали эпохой Возрождения. Они изучали латинский и греческий языки, разыскивали античные статуи, переписывали и изучали античные рукописи, тратя на это свободное время и деньги. Они подражали героям и философам Древнего Рима и Греции в поведении и даже в одежде.

Среди них были люди разных сословий и занятий, но поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, переписывались, объединялись в кружки.

«Любители мудрости» считали период между Античностью и временем своей жизни «тёмным провалом» в истории. Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, готические соборы, учение Фомы Аквинского не менее прекрасны, чем книги Гомера, храмы Акрополя и философия греков. Они не лучше и не хуже — они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести — Античность, развивалось и другое направление новой мысли, больше связанное с жизнью и непосредственными задачами своего времени. 2.

Новое учение о человеке.

91



Какие элементы здания напоминают готику, а какие относятся к архитектуре Возрождения?

Собор Святой Девы Марии во Флоренции — шедевр архитектуры Возрождения

Мыслители Средневековья постоянно размышляли о Боге и божественном мироздании — занимались «познанием божественного». «Любители мудрости» стали изучать не только Библию, труды Отцов Церкви и книги античных писателей. Они всё больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обычаями, текущими событиями. Главное в сочинениях новых учёных — это интерес к человеку, его земной жизни. Свои занятия они назвали по латыни «студиа хума- нитатис» — «познание человеческого». Отсюда и второе название «любителей мудрости» — гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения — это и эпоха гуманизма.

Франческо Пет »арка

Гуманисты создали новое учение о человеке. Человек, считали они, — это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они считали, что человек может и должен добиться величия и счастья уже в земной жизни. Наградой ему, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков. Господь помогает именно таким людям, и их успехи — свидетельство милости Бога к тому, кто активно проявляет свои лучшие возможности.

Идеал гуманистов — «универсальный человек», то есть такой, который достиг совершенства во всём: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и во многом другом. 3.

Воспитание нового человека. Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозяином своей судьбы. Господь предоставляет людям свободу выбора пути и помощь, и только от человека зависит, возвысится он до существа почти божественного или упадёт ниже скотов.



Природные способности подобны зёрнышку, они заложены в нас при рождении. Величия и успеха достигает только тот, кто день за днём неустанно взращивает это зёрнышко, учится, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух. Поэтому гума- нисты (которые обычно были людьми деловыми — служили при правителях, торговали и т. д.) всё свободное время посвящали «студиа хуманитатис» и созданию собственных научных трудов по истории, поэзии, философии, другим наукам.

В феодальном обществе благородными (то есть лучшими) людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от проис- Джованни Бок- хождения. Благороден тот, кто воспитал каччо свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. 4.

Первые гуманисты. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франческо Петрарку (1304—1374).

Учеником и последователем Петрарки был писатель и учёный Джованни Боккач- чо (1313—1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо — «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьёзных,

Творчество Петрарки

Против воли отца Петрарка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консервативных и более практичных родителей.

Однажды Петрарка увидел в церкви молодую женщину. Он полюбил её сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил ей множество стихов, которые стали одной из вершин европейской любовной лирики.

Для Петрарки мыслители древности не абсолютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказаться от свободы размышлять и от собственного мнения.

Он написал книгу «Жизнь знаменитых мужей» о героях Римской республики: чтобы современные ему итальянцы стали опять Цезарями, Сципионами, надо напомнить им, какими были их предки.

Письма и книги Петрарки читала вся образованная Европа. Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и могущественные государи Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упрёки. В 1341 году на торжественной церемонии в Риме Петрарка был увенчан лавровым венком и титулом короля поэтов. грубоватых и утончённых, ярко и увлекательно изображён повседневный мир Италии XIV века.

Палаццо Питти был резиденцией Медичи. Флоренция. 1487 г.

Благодаря Петрарке, Бок- каччо и их последователям авторитет гуманистов необыкновенно возрос. Знатоков античной словесности приглашали читать лекции в университеты, назначали на высокие должности. Гуманиста Томмазо Пе- ретунелли, сына сапожника, избрали папой римским.

Какие черты античной архитек I туры можно найти в этом зда

НИИ?

В XV веке центрами культуры раннего Возрождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Позднее из Италии идеи гуманистов распространялись в другие страны Европы.

В Средние века каждый человек должен был занимать своё место в зависимости от Франческо Петрарка

Иа сокетов на жизнь мадонны Лауры

Вздыхаю, словно шелестит листвой печальный ветер, слёзы льются градом, когда смотрю на Вас влюблённым взглядом, из-за которой в мире я чужой.

Улыбки Вашей видя свет благой, я не тоскую по иным усладам, и жизнь уже не кажется мне адом, когда любуюсь Вашей красотой.

Но стынет кровь, как только Вы уйдёте, когда, покинут Вашими лучами, улыбки роковой не вижу я.

И грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плоти,

Чтоб следовать за Вами, жизнь моя.

(Перевод Е. Солоновича) 7 Какие чувства вызывает у вас данный сонет?

знатности, богатства, занятий. Теперь же в центре внимания оказалась личность человека, его индивидуальные, неповторимые свойства и переживания.

5. Искусство раннего Возрождения. Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения проникнуты идеалами гуманизма.

Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Широкое распространение получает живописный и скульптурный портрет — индивидуальный или семейный. Благодаря таким портретам мы знаем, каким был реальный облик многих известных людей того времени.

Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объёма, разрабатывают перспективу. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.

Самый замечательный живописец раннего Возрождения — флорентиец Сандро

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Около 1484 г.

Сандро Боттичелли. Весна. Около 1482 г.

9!

Идеал красоты какой эпохи воплощён в обеих картинах?

Боттичелли (1445—1510). Наиболее известные картины мастера — «Весна» и «Рождение Венеры», которые пленяют нежностью и изяществом.

Менялась архитектура итальянских городов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлён вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские

дворцы — многоэтажные палаццо, загородные виллы, купеческие особняки, университеты, госпитали. Эти строения более просторны, комфортабельны, созданы для удобства человека.

Начиная с раннего Возрождения художники и архитекторы стали пользоваться огромным уважением. Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, короли и правители городов Италии. І.Кто называл себя «любителями мудрости»? 2. Как гуманисты представляли роль и значение человека? 3. Чем отличались представления о благородстве, распространённые в феодальном обществе и у гуманистов? 4. Почему «любители мудрости» назвали своё время эпохой Возрождения? 5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения? б. Самостоятельно составьте и заполните таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения».

1. Гуманисты считали, что истинного величия можно достичь только неустан ным изучением античной словесности. Поясните эту мысль. Согласны ли вы с ней? Своё мнение аргументируйте. 2. Почему Данте называют лишь пред вестником эпохи Возрождения? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь дополнительной литературой. 3. Выясните, чем отличались друг от друга арабское Возрождение, Каролингское возрождение и раннее итальянское Возрождение. Предположите, почему учёные применили одинаковое опре деление для столь разных культурных эпох. 4. Уточните по словарю, в каком значении сейчас употребляют слово «гуманист». Изменилось ли его значение по сравнению с эпохой Возрождения? 5. Подготовьте презентацию «Шедевр искусства раннего Возрождения» (5-7 слайдов), посвящённую какой-либо картине или архитектурному памятнику эпохи. 44

======================
Света ,5.

Подраздел:

Класс: