Зарождение революционного народничества .



Причины роста революционного движения. После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами.

Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. У нее сложилось представление о том, что реформа была встречена народом враждебно. Доказательством этого считались выступления крестьян Пензенской и Казанской губерний. Революционеры считали , что претворение правительством реформ в жизнь идёт медленно , а сам Александр II действует непоследовательно , сохраненив на ведущих постах многих деятелей николаевского времени.

Поиски ориентиров.
Идейным вождем революционного движения в России в конце 50-х — начале 60-х гг. стал редактор петербургского журнала «Современник» Н. Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме, ратовал за создание революционной организации.


В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал роман «Что делать?», который был напечатан в журнале «Современник». В романе Чернышевский изложил свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала настоящей «библией» для русских революционеров. Идеи и образ жизни героев романа стали на долгие годы примером для молодежи. В 1864 г. Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири.

Н. Г. Чернышевский

Деятельность Герцена и Чернышевского, других пропагандистов «общинного» социализма не пропала даром. Еще в 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещенной в «Колоколе», — «Земля и воля». Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т. е. «лиц разного чина и званий» — разночинцев.

Программа «Земли и воли» включала требования созыва парламента и установления демократической республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины.

Практическая деятельность организации сводилась к изданию и распространению революционной литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. «Земля и воля» готовилась начать открытое выступление в 1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания Уставных грамот.



Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены «Земли и воли». А в 1863 г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.

Теория революционного народничества. Идеи «общинного» социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) считался идеологом анархического крыла народничества. Он родился в просвещенной дворянской семье, учился в Артиллерийском училище в Петербурге. В 1835 г. Бакунин вышел в отставку в чине прапорщика, затем выехал в Германию для учебы в Берлинском университете.

Он участвовал в европейских революциях 1848—1849 гг. Дважды его приговаривали к смертной казни: сначала саксонский суд, а затем австрийский. Бакунин был передан России, где его сослали в Сибирь. В 1861 г. он бежал из ссылки за границу.

В те годы среди приверженцев идей социализма в Европе получило распространение учение К. Маркса — марксизм. Согласно теории Маркса, в силу экономических причин неизбежен переход от капиталистического общества к коммунистическому, где все средства производства (земля, промышленные и сельскохозяйственные предприятия) будут принадлежать всему обществу и исчезнет эксплуатация человека человеком. Однако этот переход не может произойти без социалистической революции, главной силой которой будет рабочий класс (пролетариат).

Бакунин был хорошо знаком с Марксом, но резко критиковал его учение. Он считал необоснованным утверждение о ключевой роли пролетариата в обществе. Весьма отрицательно относился и к идее Маркса о диктатуре пролетариата, которая должна быть установлена после революции для построения коммунистического общества. По мысли Бакунина, государство диктатуры пролетариата будет навязывать крестьянам коммунизм, и это вызовет бунт. Чтобы подавить его, потребуется многочисленная и хорошо вооруженная армия, в ней обязательно окажутся честолюбивые генералы. Отсюда только шаг до появления диктатора. Подавив крестьянский бунт, коммунистическое государство поручит своим чиновникам «заведовать обработкой земли и выплачивать заработок крестьянам, что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму».

Сам Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, «бессмысленный и беспощадный». Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — «умственный пролетариат». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: «Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель, бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой» самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий».

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал любое государство, даже так называемое «народное». Отвергая управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее «сверху вниз», он предлагал взамен государства свободную организацию «снизу вверх» — рабочих ассоциаций (союзов), групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.


Начинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, которая сметет старую власть и государство. Инициативу возьмут на себя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революционной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя никаких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором «волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию».


Петр Лаврович Лавров (1823—1900) стал идеологом пропагандистского крыла в народничестве. Он родился в богатой дворянской семье, окончил Петербургское артиллерийское училище и Артиллерийскую академию, преподавал математику в военных учебных заведениях, дослужился до чина полковника. С 1857 г. Лавров выступал со статьями по педагогике, философии, истории. В 1862 г. он сблизился с Чернышевским, вступил в общество «Земля и воля». В 1866 г. был арестован, предан военному суду и выслан в Вологодскую губернию.


В 1870 г. Лавров бежал из ссылки, прибыл в Париж. С 1872 по 1876 г. он редактировал издававшийся за границей журнал «Вперед!», пользовавшийся значительным влиянием в среде русских революционеров.

Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.

Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые «критически мыслящие личности», имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь она получила образование и другие жизненные блага благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.

Петр Никитич Ткачев (1844—1885) являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. Он родился в небогатой дворянской семье, в 1861 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Как один из зачинщиков студенческих волнений был заключен в Петропавловскую крепость. С 1862 г.

Ткачев начал печататься в различных журналах. В 1871 г. он был осужден за революционную деятельность. В 1873 г. бежал из ссылки за границу. Ткачев сотрудничал с Лавровым в журнале «Вперед!», а после разрыва с ним стал издавать в Жене ве журнал «Набат». В конце 1882 г. он тяжело заболел и последние годы жизни провел в психиатрической больнице.

В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.

Документ

Из работы М. А. Бакунина «Государственность и анархия»

...Мы не только не имеем намерения и малейшей охоты навязывать нашему или чужому народу какой бы то ни было идеал общественного устройства, вычитанного из книжек или выдуманного нами самими, но в убеждении, что народные массы носят в своих, более или менее развитых историей, инстинктах, в своих насущных потребностях и в своих стремлениях, сознательных и бессознательных, все элементы своей будущей нормальной организации, мы ищем этого идеала в самом народе; а так как всякая государственная власть, всякое правительство, по существу своему и по своему положению поставленное вне народа, над ним, непременным образом должно стремиться к подчинению его порядкам и целям ему чуждым, то мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами государственного устройства вообще и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений и помимо всякой официальной опеки, но не помимо различных и равно свободных влияний лиц и партий, он сам создает свою жизнь.

===================================
Вопросы

1. Какие обстоятельства обусловили широкое распространение революционного движения в России?
2. Какова роль Н. Г. Чернышевского в революционном движении?
3. Дай характеристику деятельности организации «Земля и воля».
4. Определи характерные черты народничества.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Основной и главный вопрос .
В чём заключалась ошибочность идей всех направлений народничества ?
Царское правительство поступало с народниками жестко - тюрьма , ссылка и смертная казнь. Почему ?
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!



Подраздел:

Класс: