Культура народов России в 17 веке .





Постоянные и почти непрерывные в XVII столетии войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Османской империей, а также присоединение Украины к России способствовали усилению иностранного (в том числе и европейского) влияния на развитие российской культуры.


Наиболее активным было украинское влияние. После вхождения Левобережной Украины в состав Российского государства в Москву и другие города переселились многие представители духовенства, занимавшиеся образованием и наукой, иконописью, фресковой живописью. Наряду с ними приезжало немало священников-греков, которые также занимались духовным образованием.

Немецкая слобода в Москве.



Но ехали в Россию не только украинцы и греки. Для службы в русской армии и организации собственного дела из Западной Европы в Москву приезжали итальянцы, немцы, англичане, голландцы и др. Это были купцы и ремесленники, живописцы и лекари, аптекари и архитекторы, ростовщики и дипломаты. Поток их был настолько велик, что в середине XVII в. по просьбе Русской православной церкви, опасавшейся усиления католического влияния, власти приняли решение поселить иностранцев на окраине столицы в Немецкой слободе (немцами, т. е. немыми, не говорящими по-русски, в России называли тогда всех иностранцев). В середине столетия слобода состояла уже из 200 дворов, в которых проживало примерно 1500 человек.

2. Образование

В XVII в. в связи с укреплением самодержавия и экономическим развитием возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. К концу столетия в Москве грамотными были 24% взрослого мужского посадского населения (это был весьма высокий показатель). Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Однако среди черносошных и даже крепостных крестьян тоже были свои «грамотеи», успешно передававшие знания односельчанам. Тем не менее подавляющее большинство крестьян и женщины всех сословий оставались неграмотными.

Для XVII в. самой распространённой формой получения образования было домашнее обучение. Детей посадских учили в основном чтению, письму и счёту. Учителями выступали либо владевшие грамотой члены семьи, либо «мастера» из числа духовенства. Дворянские и боярские семьи стали приглашать для образования детей учителей из-за границы (в основном из Речи Посполитой). Довольно широко распространилось обучение иностранным языкам (главным образом латыни и польскому).



В 1654 г. при Аптекарском приказе была основана первая в России лекарская школа. Вскоре при Посольском приказе была открыта школа для подготовки переводчиков.

Увеличился выпуск печатных книг. Во второй половине XVII в. один лишь Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством.

Большинство этих книг было доступно разным слоям населения (например, букварь стоил копейку). Самым известным из учебников стал «Букварь» В. Ф. Бурцова-Протопопова.
Лист из «Букваря» В. Ф. Бурцова-Протопопова

Потребность в знаниях приводила к необходимости создания школ. Как правило, они открывались при церквях и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали учёных православных монахов из Речи Посполитой.

В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашён Симеон Полоцкий. Будучи не просто образованным человеком, но и писателем, учёным, переводчиком, он внёс важный вклад в развитие отечественного просвещения. По его предложению в 1665 г. при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки служащих приказов.

Немало для распространения книжных знаний сделали глава Московского печатного двора Карион Истомин и книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев.

В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже — академия). Приём в него был разрешён детям из свободных сословий. Готовило это училище кадры для нужд церкви и государства, а также преподавателей. В Москве стали открываться и частные школы. Одну из них на свои средства при Андреевском монастыре основал окольничий, глава нескольких приказов Фёдор Михайлович Ртищев.

Симеон Полоцкий проверяет знания учителя для царевича. Рисунок XVII в.



3. Научные знания

В XVII в. наука в России находилась ещё на начальной стадии своего развития. Главным источником научных знаний продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведённые на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы Российского государства. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным делом стало составление карт отдельных районов России, географических справочников для путешественников.

Обширные сведения о зарубежных странах собирали русские послы. Например, во второй половине XVII в. интересные сведения были получены русским послом Николаем Спафарием о Китае и пограничных с ним территориях Сибири.

В 1674 г. в Киеве была издана первая печатная история Российского государства с древнейших времён до начала 1670-х гг. — Синопсис, ставшая одной из самых популярных книг, по которым и в XVIII в. изучалась история нашей страны. Её автором предположительно был киевский монах Иннокентий Гизель.

Синопсис





Научные знания использовались на практике. В 1615 г. русские мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой ствола. За один год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн).

Русские мастера хорошо владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.

Познания в астрономии применялись нашими предками для более точного определения дат переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников (например, Пасхи).

4. Литература

Новые явления происходили и в литературе. Она переставала быть лишь богословской, церковной — всё больше появлялось светских произведений. В XVII в. впервые стали записывать выдающиеся литературные памятники устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры.

Появились новые литературные жанры: например, сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная»), в которых обличались государственные, общественные и даже церковные порядки, крючкотворство, продажность и волокита феодального суда. «Повесть о Фоме и Ерёме» высмеивала неспособных к труду дворянских детей. Сочинялись в XVII в. и многочисленные анекдоты, пословицы и поговорки. Реальных исторических героев в литературных произведениях сменили вымышленные.

Из наиболее популярного жанра, каковым были жития святых, начал формироваться новый жанр — биографическая повесть (например, «Повесть об Улиянии Осорьиной», в центре которой — образ ничем не примечательной женщины-дворянки).

Первым произведением в жанре автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума, ценность которого состоит не только в рассказе о мытарствах лидера старообрядцев, но и в образности языка, обличении социальной несправедливости и т. п.

Выходец из Белоруссии, окончивший Киево-Могилянскую академию, Симеон Полоцкий (бывший воспитателем царских детей Фёдора и Софьи) положил начало основам современного стихосложения.

На русский язык переводились труды европейских мыслителей и учёных. Так, поэт, оратор, богослов Епифаний Славинецкий перевёл на русский язык труды учёного-гуманиста Эразма Роттердамского, врача А. Вазалия и др., а также составил греко-славяно-латинский словарь.

Большой популярностью у образованных людей пользовалась переведённая на русский язык зарубежная художественная литература: рыцарские романы, плутовские новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы. Возникает и оригинальный русский роман.

Вместе с тем продолжало развиваться летописание. Одним из самых значительных памятников позднего русского летописания является «Новый летописец», созданный около 1630 г. Неизвестный автор в своём произведении описывает события конца XVI — начала XVII в., доказывая законность избрания на престол династии Романовых, подчёркивая, что только благодаря их воцарению в России завершилась Смута.

События Смутного времени отразились также в публицистических и исторических произведениях.

Дьяк Иван Тимофеев в своём «Временнике» размышлял о причинах Смуты, описывая её основные события. На страницах своего произведения Тимофеев выступал за сословно-представительскую монархию в России. Подвиг защитников Троице-Сергиева монастыря, выдержавших многомесячную осаду польских войск, нашёл своё отражение в «Сказании» Авраамия Палицына.

5. Архитектура

Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шёл постепенный отход от строгих канонов и традиций. Это проявилось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как «дивное узорочье».


Одним из самых ярких архитектурных памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, построенный в 1635—1636 гг. для Михаила Фёдоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золочёной кровлей, красочными узорами. Всё это придавало ему поистине сказочный вид.

Другим выдающимся памятником русского зодчества XVII столетия был летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли.

Выдающиеся творения были созданы мастерами в церковной архитектуре. «Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе. По заказу купцов Скрипиных в 1647—1650 гг. был построен один из красивейших храмов Ярославля — церковь Ильи Пророка.

Почти сорок лет (1656—1698) шло строительство величественного комплекса Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха Никона. В 1670—1680-е гг. был создан великолепный ансамбль Ростовского кремля, в котором со временем были установлены самые красивые по звучанию колокола в России.

Теремной дворец Московского Кремля



Церковь Ильи Пророка в Ярославле



Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.

Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624—1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов надстроил ещё один ярус. Под руководством английского мастера X. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне.



Вслед за Спасской башней архитектурные украшения к концу века были помещены и на других башнях Московского Кремля. Великолепие обновлённой главной площади столицы отразилось в её названии — она стала именоваться Красной (Красивой).

Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

В конце XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название московского или нарышкинского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов). Наиболее ярким примером московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

Церковь Покрова в Филях. Москва



Когда в западноевропейской архитектуре появился стиль барокко? Каковы его отличительные признаки?

Этот новый стиль как бы подвёл черту под средневековым этапом развития русской архитектуры.

Спас Нерукотворный. Художник Симон Ушаков



6. Живопись

Живописные произведения в XVII в., как и прежде, были представлены в основном иконами. Однако у мастеров усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.

Выдающимся мастером иконописи был Симон Ушаков. Центральное место в его творчестве занимало изображение лица. Наиболее известным его произведением, неоднократно повторённым автором, была икона «Спас Нерукотворный».

Своего расцвета в XVII столетии достигла самобытная ярославская школа иконописи. Её отличительными особенностями являлись насыщенность композиции, упрощённый рисунок, темноватый колорит, на фоне которого особенно ярко выглядят эмоциональные персонажи. В ярославских иконах нашли своё отражение исторические события (например, нашествие Батыя на Русь, Куликовская битва и др.).

Новым явлением в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII в. портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине столетия они создавались совершенно в ином ключе — масляными красками на холсте.

Илья Пророк с житием. Художник Семён Спиридонов. Ярославская иконописная школа. 1678 г.



Перечислите имена известных вам русских живописцев XIV—XVI вв.

7. Театр

Новым для русской культуры явлением стало открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярмарочные дни скоморохами для толпы. Главным героем этих представлений был Петрушка, говоривший народным языком со всеми его грубостями и резкостями. Неунывающий, непобедимый герой кукольных народных представлений в ярмарочных балаганах считался защитником слабых и угнетённых, на понятном народу образном языке он высмеивал власть и церковные порядки.

Алексей Михайлович поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори создать по западному образцу придворный театр для избранных. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев) и предпринял постановку пьес на библейские темы. Некоторые спектакли ставились на немецком языке. На представлениях обычно присутствовал царь и его ближайшее окружение.

Однако первый театральный опыт в России не удался, поскольку был далёк от реальной жизни. Сразу после кончины Алексея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт.

8. Культурное взаимодействие народов России

Несмотря на то что Россия в XVII в. развивалась как многонациональное государство, в котором жили десятки народов, об особенностях и культуре друг друга они мало что знали.

В основном в это время постепенно шло распространение элементов русской культуры на присоединённых землях. На территориях бывшего Казанского, Астраханского, Сибирского ханств и в восточносибирских землях, вошедших в состав Российского государства, строились города и крепости. В них обязательным было наличие православного кафедрального собора или церкви, для которых изготавливались иконы и церковная утварь.

Тех коренных жителей, которые приняли православие, обучали духовной грамоте и русскому языку.

Не только в центре страны, но и на национальных окраинах появилось немало книг, в том числе печатных.

С помощью местных жителей русские первопроходцы составляли карты новых территорий. Русские дипломаты и чиновники изучали языки не только зарубежных народов, но и жителей разных областей страны.

Однако наибольшее взаимовлияние культура народов России в это время испытала в заимствованиях одежды, кухонных рецептов, некоторых обычаев.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Для русской культуры XVII в. характерно переплетение традиционного религиозного и нового светского мировоззрения. Если в XIV —начале XV в. на первое место в развитии русской культуры вышла живопись, а в XV—XVI вв. её сменило зодчество, то в XVII в. передовые позиции принадлежали литературе.

XVII столетие стало временем расцвета самобытной русской культуры, которая не только бережно относилась к традициям предшественников, но и отчасти оказалась открытой для лучших мастеров и произведений культуры ряда европейских стран и народов самой России. Вместе с тем власть и Русская православная церковь зорко следили за тем, чтобы культурные новшества не подрывали основ культурной традиции русского народа.

Запоминаем новые слова

Парсуна — переходная между иконой и светским произведением форма портрета.

============================
Вопросы

Что способствовало усилению влияния западноевропейской культуры на русскую в XVII в.? Приведи примеры такого влияния.

Какие сословия считались более образованными в XVII в.? Почему?

Какие книги (по своему назначению) в основном выпускал Печатный двор в XVII в.? Чем это можно объяснить?

Что такое «светская литература»?
==============================
Настя , всё правильно . Но списано .
Данила , видно , что старался .5.
Никита , твой ответ скопирован отсюда :https://znanija.com/task/22467532
Катя , всё правильно .5.

Подраздел:

Класс: