Города Эллады подчиняются Македонии .

Македония была небольшой гористой страной на севере Балканского полуострова. Главным занятием её жителей было коневодство, земледелие играло второстепенную роль. Македонские племена были родственны грекам и говорили на схожем с ними языке.
В середине IV (4-го) века до н. э. во главе Македонии — встал умный и энергичный царь Филипп.


Прежде всего , царь Македонии , Филипп II создал сильную армию , которая насчитывала 30 тысяч пехоты и 3 тысячи конницы. Пехота комплектовалась из македонских крестьян, конница — из знати.Образцом служила греческая фаланга . Греческие гоплиты перед сражением строились в восемь рядов . У каждого воина в одной руке был большой щит (гоплон) в другой копьё.
Македонская фаланга - воины строились в шестнадцать рядов . Очень длинное копьё (сариссу) из-за тяжести удерживали двумя руками, поэтому маленький щит был закреплён на локте ремнём. У фалангитов имелись также короткие мечи . Филипп II организовал македонян в полки, спаял дисциплиной и изнурительными тренировками, постоянными походами, выучил биться в строю и снабдил вооружением. Каждый пе­хотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное ко­пьё.

Македонская фаланга строилась теснее, чем греческая. Очень длинные копья позволяли использовать в бою одновременно оружие нескольких шеренг . Пять рядов фаланги выставляли сариссы вперед .В таком случае враг натыкался на множество наконечников копий и невозможно для одного человека проникнуть сквозь них, поскольку они выставлены тесно, и нет способов отвести их . Если такая фаланга занимала оборонительную позицию, то в ощетинившуюся массу копьеносцев пробиться было невозможно.
Копья первого ряда были короче остальных ; увеличение длины шло до 3-го ряда воинов , так что наконечники выступали на примерно одинаковом расстоянии от фаланги. Остальные воины в ряду должны были заменять убитых и раненых .
Последние 4 солдата в ряду и на флангах были вооружены такими же копьями, как и первые 4, чтобы иметь возможность отражать нападение с тыла . Остальные 8 рядов солдат в середине фаланги действовали метательным оружием. Если часть вражеского войска за­ходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.
Чтобы фаланга во время движения не разрывала строй, от воинов требовалась хорошая выучка и дисциплина. Поэтому Филипп заставлял их постоянно тренироваться. Незащищёнными оставались лишь фланги, но их прикрывала многочисленная конница .
Кроме конницы и тяжёлой пехоты в его армии служили и легковооружённые воины, которые в бою осыпали противника градом стрел, камней и дротиков.
Стремясь покорить соседние страны, Фи­липп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом. Царь Филипп всегда с усмешкой повторял, что в самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осёл, нагруженный золотом.

Силу фаланги описывает Плутарх:

«Македонцы в первых линиях успели вонзить острия своих сарисс в щиты врагов и, таким образом, сделались недосягаемы для их мечей… Римляне пытались мечами отбиться от сарисс, или пригнуть их к земле щитами, или оттолкнуть в сторону, схватив голыми руками, а македонцы, ещё крепче стиснув свои копья, насквозь пронзали нападающих, — ни щиты, ни панцири не могли защитить от удара сариссы.»

«Поистине фаланга напоминает могучего зверя: она неуязвима до тех пор, пока представляет собою единое тело, но если её расчленить, каждый сражающийся лишается силы, потому что они сильны не каждый сам по себе, а взаимной поддержкой.»

Конница в македонской армии играла важную роль: она была средством главного удара в бою и атаковала вражескую пехоту преимущественно во фланг. Также в обязанности конницы входили разведка и защита флангов своей фаланги .

Армия Филиппа имела метательные ору­дия, с помощью которых в противника бросали камни и большие стрелы.

Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колё­сах. Сотни воинов толкали башни — эти страшилища шумели и грохотали, прибли­жаясь к осаждённому городу и наводя ужас на его защитников.


2. Потеря Грецией независимости.

Фи­липп начал подчинять себе города Греции один за другим. У Филиппа была самая сильная в Элладе армия , а города Греции были осла­блены борьбой между богачами и бедняками.
Живший в то время афинский писатель Исократ утверждал: «Врага бо­ятся меньше, чем собственных сограждан. Богатые скорее готовы бросить своё иму­щество в море, чем отдать его беднякам; а для бедных нет ничего желаннее, как ограбить богатых». Исократ видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу. Он призывал его объединить всех эллинов и вместе с ними двинуться походом против персидского царя. К тому же среди эллинов у Филиппа было немало сторонников, считавших, что он сможет объединить всю Грецию и навсегда прекратить братоубийственные войны. Многие надеялись, что он организует поход против Персии - постоянного врага эллинов. Это дало бы грекам много новых земель для колонизации и вывода лишнего безземельного населения, да ещё и принесло бы немалую добычу.

Но были и такие греки, которые выше всего ставили независимость и свободу своего родного города.
В Афинах противником Филиппа стал оратор Демосфен. Разъезжая по Греции и произнося гнев­ные речи против македонского царя, он сплотил ряд горо­дов для борьбы с ним.«Мы должны готовиться к войне, — говорил Демосфен.
— Даже если все остальные эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Демосфен ездил по городам, выступая с призывами поддержать Афины, и повсюду обличал сторонников Филиппа, нередко подкупленных македонским царём. Он стыдил эллинов, говорил, что свободу, за которую их отцы и деды отдали жизни на полях сражений, они готовы продать за македонское золото, напоминал о героических страницах истории Эллады и призывал греков быть достойными славы отцов. Его страстные речи имели огромный успех. Многие полисы объединились для борьбы с Македонией.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Древний писатель Плутарх рассказывает о Демосфене

Демосфен был сыном владельца оружейной мастерской. Семи лет он осиротел, унаследовав от отца большое состояние, но опекуны расхити­ли все его деньги. С детских лет Демосфен мечтал стать оратором. Это было непросто: он рос болезненным ребёнком, имел слабый голос. За­бросив мальчишеские забавы, Демосфен целиком отдался упражнениям в красноречии. Он уединялся в дальней комнате на два-три месяца, выбрив себе половину головы, чтобы от стыда невозможно было выйти наружу. Голос укреплял тем, что, не переводя дыхания, произносил длинные фра­зы. Неясный выговор он одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтических произведений. Демосфен выступил в суде против своих опекунов и добился их осуждения.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Знаменитая в истории Греции битва произошла близ го­рода Херонея в 338 году до н. э. В боевом строю с оружием простого воина стоял Демосфен. Македоняне превосходи­ли греков численностью войск, тем не менее битва дли­лась долго. Под угрозой оказалось владычество Филиппа и даже его жизнь. Тогда царь притворным отступлением увлёк за собой афинские отряды. Не разгадав хитрости, они бросились преследовать противника, призывая друг друга гнать врагов обратно в Македонию. В этот момент восемнадцатилетний Александр , сын царя Филиппа ,во главе конницы нанёс по эллинским отрядам сокру­шительный удар. Видя успехи сына, Фи­липп внезапно повернул назад и обратил греков в бегство. Убитых было множество. После победы вне себя от радости Филипп устроил пиршество прямо на поле битвы среди погибших воинов. Греки потерпели сокрушительное поражение. В сражении особо отличились 300 воинов из города Фивы, составлявшие «священный отряд» — лучшую часть греческого войска. Именно на них пришёлся главный удар Александра, и все они, как один, полегли, но не отступили. Рассказывают, что Александр, обходя поле битвы, остановился над телами этих доблестных воинов и сказал: «Будь у греков в несколько раз меньше воинов, но все такие, как эти, нам никогда бы не победить!» В память о доблести фиванцев на месте их гибели греки воздвигли каменного льва.



Однако царём Греции умный Филипп себя не объявил. Он добился того, что гре­ческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода македонян и греков на персов.

Всё было готово к выступлению, но осуществить за­думанный поход Филиппу не удалось.

В Македонии шли празднества по слу­чаю свадьбы царской дочери. Филипп, окружённый друзьями и телохранителя­ми, направился в театр. Внезапно один из царских приближённых, выхватив из-под одежд изогнутый клинок, пронзил им Фи­липпа и попытался скрыться. Но стража догнала его и заколола. Навсегда осталось загадкой, по каким причинам убийца под­нял руку на властителя Македонии.

3. Приход к власти Александра .
Но­вым царём войско провозгласило юного Александра. Вступив на престол, Александр Македонский решил продолжить дело своего отца Филиппа и начал подготовку к войне с Персией.

Александр Македонский . Греческий бюст.


!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ЭТО ВАЖНО !
Македония при Филиппе II. Македонские племена были родственны грекам и говорили на схожем с ними языке. Они переняли многие достижения эллинов.

Например, пользовались греческим алфавитом, поклонялись тем же богам, что и их южные соседи. Македония была раздроблена на множество мелких государств, но в IV веке до н. э. умный и энергичный царь одного из них — Филипп II — подчинил разрозненные македонские племена и объединил страну.
Усиление Македонии.

Македонские цари находились под влиянием греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его маленького сына Александра стал крупнейший учё­ный Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

Филипп не стал объявлять себя царём Греции .
Вместо этого он создал союз, куда вошли все греческие города Балканского полуострова. Руководство же им Филипп взял на себя. Все входившие в союз полисы должны были теперь жить в мире, не вмешиваться во внутренние дела друг друга и не вести войн между собой. Все спорные вопросы решались высшим органом этого союза, а войска македонского царя гарантировали всеобщую безопасность и при необходимости могли наказать провинившийся город. Союз нужен был Филиппу не только для установления власти над Элладой, но и для подготовки всеэллинского похода на Персию. К нему всё уже было готово, но случай помешал осуществлению замысла. Во время пира царь был убит наёмным убийцей, и никто так и не узнал, кем он был подослан. Многие считали, что это дело рук персов, желавших оттянуть войну. После смерти Филиппа на македонский престол вступил сын царя Александр, которому в это время исполнилось 20 лет. Взойдя на трон, он поклялся отомстить персам, которых считал убийцами отца.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!



Посмотри этот фильм .

==========================

Вопросы
1. Что способствовало ослаблению Греции?
2. Какие войны называются междоусобными?
3. Каковы различия во взглядах Исократа и Де­мосфена? Кто из них был прав ?
4. Опиши рисунок «Македонская фаланга» . Как строилась македонская фаланга? Как она действовала в бою?

Сложный вопрос .
Греки считали персов своими врагами и никогда им не покорялись . Почему они покорились Александру Македонскому ? Если ты внимательно прочитаешь текст , ты найдёшь две причины этого .

===========================

Клим , всё хорошо . Поздравляю тебя с завершением третьей четверти . Тебя ждёт приятный сюрприз .
Даша , 5.5.++. Это тринадцатая и четырнадцатая пятёрки сверх комплекта !
Вика , очень хороший ответ . 5. Это уже сверх четвертного комплекта .

Подраздел:

Класс: