ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.




Экономическое развитие СССР в послевоенные годы определялось двумя главными задачами. Прежде всего необходимо было восстановить разрушенное войной народное хозяйство. В связи с резким обострением международной обстановки приходилось также наращивать военный потенциал, включая реализацию таких сложных и затратных проектов, как создание атомного оружия. Эти условия способствовали проведению консервативной политики. По многим показателям послевоенная модель экономического развития повторяла довоенную.

Основные направления восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства были намечены в четвёртом пятилетием плане, который охватывал 1946—1950 гг. Как и предусматривал план, наиболее быстрыми темпами развивалась тяжёлая промышленность. Уровень довоенного производства угля был превышен уже в 1947 г., стали и проката — в 1948 г., чугуна и нефти — в 1949 г. Лёгкая и пищевая промышленность, а также сельское хозяйство развивались медленнее. В целом за пятилетку продукция промышленности увеличилась почти на 90 %, а сельского хозяйства — примерно на четверть. Соответственно промышленность в 1950 г. значительно превзошла довоенные показатели, а сельское хозяйство выросло по сравнению с довоенным уровнем только на несколько процентов.

Эти пропорции экономического развития в годы четвёртой пятилетки в значительной мере определялись наращиванием военного производства. Самым значительным событием было испытание в 1949 г. первой советской атомной бомбы.

Экономические и военные достижения послевоенной пятилетки были в первую очередь результатом героического труда советского народа, хотя некоторое значение имели репарации с поверженной Германии и её союзников. В счёт репараций поступали оборудование, материалы, сырьё. В течение некоторого времени в СССР трудились также около 2 млн военнопленных.

Вместе с тем численность советских рабочих и служащих в связи с быстрым ростом промышленности и строительства увеличилась за 1945—1952 гг. с 28 до 42 млн человек. Для мобилизации трудового потенциала страны в послевоенные годы использовались те же методы, которые действовали в довоенный период. Важную роль играли моральные и материальные стимулы к труду. Государство поддерживало энтузиазм трудящихся, развивались различные формы социалистического соревнования. Массовая подготовка кадров в вузах, техникумах, профессиональных учебных заведениях, а также на производстве способствовала росту производительности труда. Численность дипломированных инженеров в народном хозяйстве СССР с 1940 по 1953 г. увеличилась с 290 до 480 тыс. человек.

Одновременно широко применялись и принудительные меры. Продолжали действовать законы, запрещавшие самостоятельный переход работников с предприятия на предприятие. Проводились призывы рабочих в различные отрасли промышленности, прежде всего на производства с тяжёлыми условиями труда. На многих объектах трудились военнопленные.

Денежная реформа 1947 г.

Управление экономикой оставалось строго централизованным. Выпуск продукции, распределение рабочей силы, оборудования и сырья осуществлялись на основании планов. Это позволяло сосредоточивать ресурсы для решения приоритетных задач. Вместе с тем проводились важные экономические реформы. В декабре 1947 г. в СССР была проведена денежная реформа. Старые купюры менялись на новые в пропорции 10:1. Более выгодным был обмен средств, хранившихся в сберкассах. Реформа имела конфискационный характер. У населения изъяли значительную часть сбережений. Однако это позволило сократить денежную массу, находившуюся в обороте, укрепить рубль, ослабить инфляцию и снизить дефицит товаров. Достаточно жёсткая финансовая политика проводилась и в последующие годы. Росли налоги и государственные займы, ограничивался рост заработной платы. Часть изъятых у населения средств государство возвращало за счёт снижения цен, которое начиная с 1949 г. проводилось ежегодно. Это были эффективные политико-экономические кампании, которые демонстрировали народу положительные перспективы развития страны.


Противоречия промышленного роста.

Курс четвёртой пятилетки продолжил пятый пяти летний план, охватывающий 1951—1955 гг. Несмотря на заметное увеличение производства товаров широкого потребления, приоритетом оставалось наращивание тяжёлой промышленности. В связи с обострением международной обстановки и войной в Корее были значительно увеличены расходы на военные нужды. Капитальные вложения по Военному и Военно-морскому министерствам, а также министерствам, занятым производством вооружений и военной техники, возросли в 1951 г. на 60%, а в 1952 г. на 40%. Это в несколько раз превышало затраты по всем другим министерствам.

Важным фактором наращивания расходов было строительство гигантских объектов гидроэнергетики и транспорта. Значительные средства выделялись на сталинские стройки коммунизма — Куйбышевскую, Сталинградскую, Каховскую гидроэлектростанции, Главный Туркменский, Южно-Украинский, Северо-Крымский, Волго-Донской каналы. В связи с созданием новой базы для Северного флота строились порт и железная дорога Салехард — Игарка протяжённостью полторы тысячи километров. Укреплению связи с вновь приобретёнными территориями на Дальнем Востоке должны были служить строительство паромной переправы и огромного (13,6 км) тоннеля под Татарским проливом на остров Сахалин, а также железной дороги, соединяющей тоннель с существующей железнодорожной сетью. На этих объектах широко использовался труд заключённых.

Здание МГУ на Ленинских (Воробьёвых) горах


Ко времени смерти Сталина (1953 г) экономический курс, основанный на наращивании капитальных вложений в тяжёлую промышленность, в крупные проекты и масштабное перевооружение армии, помимо очевидных результатов, демонстрировал нарастание противоречий в стране. Для реализации огромных планов не хватало ни материальных ресурсов, ни рабочей силы. Быстрое увеличение инвестиций, как обычно, снижало эффективность их использования. Поскольку дефицитные средства приходилось распределять между многими объектами, росло так называемое незавершённое строительство, т. е. количество предприятий, которые оставались недостроенными. Это означало, что значительные силы были потрачены впустую, не давали отдачи.

Всё заметнее сказывалось отрицательное воздействие на экономику широкого применения труда заключённых. К 1952 г. Министерство внутренних дел, которое управляло лагерями, превратилось в крупнейшее строительное ведомство. Заключённых посылали на самые тяжёлые работы, главным образом в отдалённых районах. Кроме того, МВД сосредоточило в своих руках большую часть добычи золота, серебра, платины, других цветных металлов, апатитов и алмазов, древесины. Однако заключённые работали плохо. Из-за недостатка квалифицированных кадров на объектах МВД было трудно использовать механизмы и повышать производительность труда. Руководители лагерей часто предпочитали досрочно освобождать заключённых и использовать их на производстве в качестве вольнонаёмных работников. На повестке дня стоял следующий логичный шаг — массовое освобождение заключённых и превращение лагерной экономики в обычную.

Состояние сельского хозяйства.

Развитие тяжёлой индустрии и ряда масштабных программ сдерживало рост сельского хозяйства, социальной сферы и доходов населения. Особенно сложным было положение в советской деревне, на которую падало основное бремя форсированной индустриализации. Несмотря на рост производства тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, аграрное производство было отсталым. Механизация затронула в основном такие виды работ в колхозах, как вспашка и сев. Уборка зерновых лишь на 70% производилась комбайнами, а сахарную свёклу, картофель и многие другие культуры убирали вручную. Слабо механизированным был тяжёлый труд в животноводстве. К концу 1952 г. лишь около 20% колхозов пользовались электроэнергией.

Вкладывая в развитие сельского хозяйства недостаточные средства, государство вместе с тем увеличивало планы колхозов по поставке продукции. Средний размер сельскохозяйственного налога на один колхозный двор в 1952 г. в 2,7 раза превышал уровень 1941 г., когда налоги были высокими в связи с подготовкой к войне. Крестьяне редко получали плату за свой труд в колхозах, потому что колхозы были убыточными. Это подрывало заинтересованность в увеличении производства. Особенно тяжёлым было положение в животноводстве. На 1 января 1953 г. поголовье коров в стране уменьшилось по сравнению с довоенным периодом на 3,5 млн. Весной 1952 г. возникли перебои в мясном снабжении. Мясо и масло для государственной торговли выделялись в основном Москве и другим крупным промышленным центрам. Низкие урожаи зерновых культур приводили к постоянным перебоям в снабжении хлебом.

О тяжёлом положении в деревне руководство страны знало не только по статистическим отчётам, но также благодаря многочисленным жалобам жителей страны. Под давлением обстоятельств в конце 1952 г. в высшем руководстве страны была создана комиссия, которой поручалось разработать меры для стимулирования животноводства. Речь шла прежде всего о повышении цен, по которым государство покупало мясо у колхозов. Однако работа комиссии застопорилась, хотя трудности в сельском хозяйстве только увеличивались.

Таким образом, к началу 1953 г. в советской экономике обозначились диспропорции, грозившие нарастанием кризисных явлений. Для их предотвращения необходимо было решить ряд взаимосвязанных проблем. Во-первых, привести планы индустриального строительства и перевооружения в соответствие с реальными возможностями страны. Во-вторых, облегчить положение деревни и за счёт снижения налогов стимулировать рост сельскохозяйственного производства. В-третьих, более активно развивать социальные программы — производство товаров широкого потребления, строительство жилья и т. д.



Экономическое развитие страны в первые послевоенные годы было полно противоречий. Трудовой подвиг восстановления разрушенного войной хозяйства лишь отчасти компенсировал возврат к довоенной модели экономического развития.

Крупнейшие стройки послевоенных пятилеток









ИЗ ПИСЬМА ВЕТЕРИНАРА ИЗ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Н. И. ХОЛОДОВА И. В. СТАЛИНУ (1 НОЯБРЯ 1952 г.)

Согласно нашей прессы, в сельском хозяйстве мы имеем громадные достижения... Посмотрим же на самом деле, как обстоит дело в действительности. Рожь кое-как скошена, кое-как потому, что при уборке были колоссальные потери... Картофель вроде убран, но что это за уборка? Его убирали мобилизованные рабочие с фабрик и заводов, у которых на этот период сохраняется зарплата на 50%, и они не старались собрать весь картофель, потому что они в этом не заинтересованы, они старались побыстрее освободиться и собирали только то, что было наверху...

Теперь перейдём и посмотрим на животноводство. О нём даже совестно говорить — годовые удои молока из года в год не превышают 1200—1400 литров на фуражную корову. Это смешно — это даёт средняя коза...

Колхозы несут колоссальные убытки в сельском хозяйстве из-за несвоевременной и, надо сказать, плохой уборки урожая, нерадивого отношения к животноводству. И всё это потому, что при работе с угрозами, из-под палки, работают все нехотя, колхозное добро считают не своим и все работают кое-как.


Победа в войне укрепила политическую систему, сложившуюся в СССР в предвоенные годы. Основными элементами системы были высшие органы власти во главе с И. В. Сталиным, партийно-государственные учреждения, управляющие страной, а также различные организации, обеспечивающие мобилизацию социально-политической активности советских граждан.

По Конституции, политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся всех уровней — от сельских до Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР считался высшим органом власти. Его депутаты избирались прямым голосованием раз в четыре года. После перерыва, связанного с войной, в 1946 г., а затем в 1950 г. были проведены очередные выборы в Верховный Совет. Прерогативой Верховного Совета, согласно Конституции, было формирование правительства. В марте 1946 г. Верховный Совет не только утвердил новый состав правительства СССР, но и изменил его название. Совет народных комиссаров был преобразован в Совет министров, что соответствовало названию правительства Российской империи. Этот символический отказ от терминологии революционной эпохи историки связывают с общим идеологическим поворотом в пользу традиционных российских ценностей, происходившим в послевоенные годы. Однако такие переименования не меняли политическую систему. Основные решения, определявшие развитие страны, как и прежде, принимались Сталиным.

Единовластие И. В. Сталина.

Формально Сталин занимал посты секретаря ЦК ВКП(б) и председателя Совета министров СССР. Фактически он обладал неограниченной властью диктатора. Роль совещательных органов при нём выполняли руководящие группы, в состав которых входили члены Политбюро, ближайшие соратники вождя. Состав таких групп менялся, хотя в основе оставался стабильным. В годы войны сложилась так называемая руководящая «пятёрка». Помимо Сталина, в её состав входили члены Политбюро и заместители председателя СНК СССР В. М. Молотов,




Г. М. Маленков, Л. П. Берия и А. И. Микоян. В 1945 и 1946 гг. Сталин подверг членов «пятёрки» различным наказаниям. Одновременно он включил в руководящую группу бывшего секретаря Ленинградского обкома партии А. А. Жданова, переведённого в Москву в качестве руководителя Секретариата ЦК ВКП(б), а также председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского. В последующие годы Сталин выдвинул на ведущие роли секретаря Московского обкома партии Н. С. Хрущёва



и заместителя председателя Совета министров СССР Н. А. Булганина. Руководящая группа, которая в зависимости от состава называлась «шестёркой», «семёркой», «восьмёркой», «девяткой», фактически заменяла такие формальные органы власти, как Политбюро и Совет министров. Она собиралась в кабинете Сталина в Кремле или на его даче и решала важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Перестановки и репрессии в высшем руководстве.

Для консолидации власти Сталин постоянно проводил перестановки в руководящей группе. Имели место и репрессии против некоторых соратников вождя. В 1949 г. было сфабриковано «ленинградское дело». По ложным обвинениям были арестованы Н. А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов и многие руководители Ленинградской области, в разное время работавшие с А. А. Ждановым, умершим в 1948 г. После допросов и пыток в сентябре 1950 г. Вознесенского, Кузнецова и ряд других руководителей на закрытом суде приговорили к расстрелу. В 1949 г. Сталин лишил своих старых соратников В. М. Молотова и А. И. Микояна должностей министров иностранных дел и внешней торговли, хотя и оставил их членами руководящей группы. В конце 1951 г. началось «мингрельское дело», которое привело к массовым арестам в Грузии. Как считают некоторые историки, это «дело» было направлено против Л. П. Берии, который покровительствовал грузинским руководителям.

После XIX съезда партии в октябре 1952 г. (на нём партия была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза — КПСС) Сталин провёл очередную перестановку в своём окружении. Главной новацией была ликвидация Политбюро и создание вместо него двух структур. Первая, формально заменившая Политбюро, называлась Президиумом ЦК КПСС. Если ранее в Политбюро избиралось 9 полноправных членов и 2 кандидата, то новый Президиум насчитывал 25 членов и 11 кандидатов. Расширение произошло за счёт более молодых и относительно неизвестных руководителей, опираясь на которых Сталин получал ещё большую свободу рук в отношении старых соратников. Не менее неожиданно Сталин предложил выделить в составе Президиума узкую руководящую группу — Бюро Президиума ЦК КПСС в составе 9 членов. При этом он заявил, что не считает возможным выдвигать в Бюро Молотова и Микояна. Более того, он публично обрушился на них с резкими обвинениями на пленуме ЦК, который состоялся сразу после XIX съезда.

В последние месяцы жизни Сталина под его руководством было организовано так называемое «дело врачей». Большую группу кремлёвских врачей объявили «вредителями», которые умертвили или готовились умертвить своих пациентов по заданию западных разведок. Поскольку среди врачей были евреи, это вызвало волну антисемитских настроений.

В своей политике Сталин опирался на органы госбезопасности, контроль над которыми ни на минуту не выпускал из своих рук. Периодически в Министерстве госбезопасности проводились кадровые чистки, которыми Сталин руководил лично.

КПСС как основа советской политической системы.

К концу 1952 г. в КПСС насчитывалось около 7 млн членов и кандидатов в члены. Партийный аппарат в центре и на местах управлял всеми сферами социально-экономической жизни общества. Главным орудием контроля было монопольное право партии на назначение руководящих работников всех уровней, что обеспечивалось системой так называемой номенклатуры. Каждый партийный комитет имел свой список должностей (номенклатуру должностей), на которые он подбирал кадры. Высшие гражданские и военные руководители входили в номенклатуру ЦК, т. е. утверждались непосредственно Политбюро или Секретариатом ЦК. Осенью 1952 г. номенклатура ЦК выросла до 53 тыс. должностей. Ступенью ниже располагалась категория номенклатурных работников, которых назначали ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии. В середине 1952 г. таких руководителей насчитывалось более 350 тыс. Свою номенклатуру имели горкомы, райкомы партии.

Выдвинув на руководящие должности молодых, полностью преданных ему руководителей, Сталин больше не подвергал аппарат чисткам, как в 1930-е гг. Отдельные показательные акции, такие, как «ленинградское дело» и «мингрельское дело», были сравнительно небольшими по масштабам. Это способствовало кадровой стабилизации, формированию устойчивого слоя номенклатурных работников, связанных общими интересами и взаимной поддержкой.

Государственный аппарат.

Руководители и служащие значительного по размерам государственного аппарата осуществляли повседневное руководство страной, проводя в жизнь основные решения, принятые в центре. Огромными ресурсами распоряжались могущественные экономические министерства. Их приоритетом было строительство новых предприятий и наращивание производства. Министерства внутренних дел и государственной безопасности, прокуратура, суды обеспечивали поддержание правопорядка, а также проведение репрессий против инакомыслящих. Прокуратура наряду с органами партийного и государственного контроля проводила, кроме того, регулярную проверку деятельности государственного и хозяйственного аппарата. По материалам проверок нередко возбуждались уголовные дела против нарушителей.

Важную роль в советской политической системе играли профсоюзы. Фактически они являлись элементом государственного аппарата, выполняя важные социальные функции. На профсоюзы было возложено осуществление социального страхования, прежде всего выплата пособий по временной нетрудоспособности, управление сетью домов отдыха и санаториев. Профсоюзы должны были следить за условиями труда и соблюдением правил техники безопасности. Государственная молодёжная политика, как и в предыдущие годы, проводилась в значительной степени через ВЛКСМ. Комсомол объединял миллионы молодых людей и работал под руководством партийных органов. Партия, профсоюзы, комсомол осуществляли пропагандистскую работу, проводили кампании мобилизации населения, самой известной из которых было социалистическое соревнование за лучшие трудовые достижения.

Методы поддержания социальной стабильности.

Во взаимодействии государства с населением широко использовались механизмы своеобразной советской демократии. Хотя граждане были фактически ограничены в основных политических свободах, они имели право жаловаться на злоупотребления чиновников и широко пользовались этим правом. Миллионы писем, заявлений и жалоб направлялись руководителям, включая Сталина, а также в партийные и государственные органы, в редакции газет. Изложенные в письмах факты должны были проверяться. В большинстве случаев жалобы отклонялись. Однако многие просьбы и предложения авторов писем удовлетворялись. Такая работа государства с заявлениями граждан выполняла важные политические функции, прежде всего снижала уровень социального недовольства. Как показывают письма, тяготы повседневной жизни люди чаще всего объясняли злоупотреблениями местных чиновников, которые обманывают высших руководителей страны

Вместе с тем, как и в предыдущие годы, для поддержания социальной стабильности использовалось не только пропагандистское воздействие и поощрение политической лояльности, но и репрессии. Массовые аресты и депортации проводились в западных областях Украины, Белоруссии, в Литве, Латвии и Эстонии, где продолжалась острая вооружённая борьба. Однако в целом по СССР количество осуждённых по политическим статьям по сравнению с 1930-ми гг. существенно уменьшилось. Несмотря на это, за 1946—1952 гг. к заключению было приговорено около 7 млн человек. Важной причиной этого было принятие указов от 4 июня 1947 г. о борьбе с хищениями государственной и личной собственности, которые предусматривали длительные сроки лишения свободы. Чрезвычайная жестокость закона вызывала тревогу даже у руководителей юстиции. В апреле 1951 г. генеральный прокурор и председатель Верховного суда СССР направили Сталину письмо, в котором говорилось: «Среди привлекаемых к уголовной ответственности по указу от 4 июня 1947 г. имеется немало лиц, совершивших впервые в своей жизни мелкие, незначительные хищения... Нередко по делам о мелких хищениях осуждаются к длительным срокам лишения свободы женщины, имеющие на иждивении малолетних детей, инвалиды Великой Отечественной войны, подростки и лица престарелого возраста». Руководители судебных органов и прокуратуры предлагали уменьшить наказания за мелкие хищения. Однако никаких серьёзных перемен не происходило.

В результате в лагеря, помимо закоренелых уголовных преступников, попадало много обычных граждан, тяжесть наказания которых не соответствовала опасности их преступлений или проступков.

На 1 января 1953 г. в лагерях, колониях, тюрьмах и спец-поселениях находилось 5,5 млн человек, или около 3% населения страны. Государство с трудом контролировало эту огромную систему. Для растущего числа заключённых не хватало охранников. В лагерях вспыхивали забастовки и массовые выступления. Падала производительность труда на хозяйственных объектах ГУЛАГа. Как показывают документы, руководители страны и Министерства внутренних дел всё больше осознавали необходимость изменения карательной политики и реорганизации лагерей.

В первые послевоенные годы политический режим в СССР ещё более ужесточился. Это выразилось в новых репрессиях и в борьбе с «национализмом» в союзных и автономных республиках, проявлявшимся в растущем интересе их народов к своей истории и культуре.


Класс: