ПОЛИТИКА МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ В 1950-х — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х гг.




Сразу после смерти Сталина стали просматриваться две разные линии в руководстве внешней политикой страны. Министр иностранных дел В. М. Молотов, считая, что «перерыв» в «холодной войне» необходим, предлагал тем не менее сохранить жёсткое противостояние двух систем. Он отрицал идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем, ссылаясь на произведения В. И. Ленина. Иначе оценивал ситуацию Г. М. Маленков, а позже и Н. С. Хрущёв: после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Исходя из этого, а также видя реальную опасность, которую таит в себе ядерное оружие, Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. Он справедливо полагал, что мирное будущее народа зависит в основном от развития отношений СССР с Западом. Это определило и направленность внешней политики СССР в 1953—1964 гг.

Отношения с Западом.
Проблемы разоружения.
Летом 1953 г. СССР достиг компромисса с США, результатом которого стало перемирие в Корее. В том же году СССР отказался от идеи совместной с Турцией обороны Черноморских проливов, предполагавшей создание советских военно-морских баз на её территории. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений СССР с Турцией и Югославией. В 1954 г. достигли соглашения о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы подписали государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с её территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. — с Японией.



Маленков в марте 1954 г. не только подчеркнул традиционный тезис о необходимости борьбы за мир, но и стал первым государственным деятелем, заявившим о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия.

В качестве трёх главных направлений обеспечения мира Хрущёв назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, затем и в Азии, а также разоружение.

В то же время действия советского руководства далеко не всегда соответствовали этим идеям. Зачастую внешнеполитические акции имели явно пропагандистский характер. Так, мирное сосуществование характеризовалось как «специфическая форма классовой борьбы».

Существовало также взаимное недоверие лидеров СССР и Запада, отсутствовали средства контроля за ядерным оружием вероятного противника.

Внешняя политика как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. Как отмечал Хрущёв, «договор имеет свою силу, если он подкреплён пушками. Если договор не подкреплён силой, то он ничего не стоит».

В 1956 г. Хрущёв заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. А в этой сфере во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. СССР сумел добиться временного приоритета над США.

В 1957 г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась уязвимой для возможного противника. Началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, но и создание мощного ракетно-ядерного подводного флота.

21 августа 1957 года, с космодрома Байконур была успешно запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7. Это детище ОКБ-1 Сергея Королёва легло в основу целого семейства советских ракет-носителей, получившего прозвище «семёрка». Появление Р-7 позволило СССР разработать оружие сдерживания США и запустить первый искусственный спутник Земли.




Необходимость создания межконтинентальной баллистической ракеты была вызвана отставанием СССР в ядерной гонке. После победы во Второй мировой войне главной угрозой безопасности Советского Союза стала американская ракетно-ядерная программа.
В первой половине 1940-х годов США обзавелись не только атомной бомбой, но и стратегическими бомбардировщиками, способными её доставлять. На вооружении Штатов находился B-29 Superfortress (который сбросил бомбы на Хиросиму и Нагасаки), а в 1952 году появился B-52 Stratofortress, который мог долететь до любой точки СССР.



В середине 1950-х годов Советский Союз создал эффективный на тот момент носитель ядерного боезаряда.

Призрак советского ядерного возмездия был серьёзным фактором в переговорах советских лидеров с Западом. Во многом благодаря ему в 1956 г. удалось остановить агрессию западных держав и Израиля против Египта. Опираясь на временное превосходство в ракетном вооружении, Хрущёв всё чаще перемежал компромиссы с силовыми приёмами в отношении западных партнёров.

Так, в июне 1961 г. из-за жёсткой позиции Хрущёва провалом закончилась его встреча с президентом США Дж. Кеннеди в Вене. Отношения Восток — Запад обострились с новой силой, когда в августе 1961 г. по решению руководства стран Варшавского договора в Берлине была возведена стена, изолировавшая его западные секторы.




В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провёл серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозами применения ракетно-ядерного оружия.

Наиболее опасным стал Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Её удалось избежать в последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым. СССР согласился вывести с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывести ракеты с баз, расположенных в Турции.

После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток — Запад, в основе которой лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами СССР и США. Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущёва (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

3. СССР и мировая социалистическая система. Поддержка союзных государств в Восточной Европе, в Азии, а затем и на Кубе оставалась одним из важнейших направлений во внешней политике СССР.

В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы советско-югославские отношения. Это, казалось бы, означало признание в СССР возможности каждой страны идти к социализму своим путём. На XX съезде партии тезис о многообразии форм перехода к социализму получил теоретическое обоснование. Эти идеи, как и критика культа личности Сталина, были с воодушевлением встречены в большинстве стран социализма. В некоторых из них начались процессы демократизации, отказа от сталинского наследия.

Осенью 1956 г. сменилось руководство в Польше, где с лета не прекращались демонстрации и забастовки рабочих. Тогда же начались демократические процессы в Венгрии, где активно критиковали старое руководство Венгерской партии трудящихся и её просоветскую ориентацию. Считая, что главной причиной венгерского кризиса стали происки западных спецслужб и деятельность внутренних «врагов венгерского народа», советское руководство ввело на территорию Венгрии свои войска и подавило выступление.



Венгерский кризис подтолкнул советское руководство не только к «закручиванию гаек» и пересмотру критики сталинизма в СССР, но и к ужесточению своей политики в рамках социалистического содружества. На совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в Москве в 1957 и 1960 гг. события в Польше и Венгрии оценивались резко отрицательно. В документах совещаний подчёркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

Дополняя экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ военно-политическим, СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в мае 1955 г. в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединённых вооружённых сил и выработку единой оборонной доктрины.




Вместо прежнего курса на жёсткое противостояние, «балансирование на грани войны» с Западом в основу внешней политики Советского Союза был положен принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Это позволило начать процесс нормализации отношений между Востоком и Западом. Однако противостояние между ними не прекратилось, а приобрело новые формы.

Итоги и значение «великого десятилетия» Н. С. Хрущёва.
С начала 1950-х гг. СССР совершил стремительный скачок в своём развитии. Экономическое развитие страны было наиболее успешным в XX в. По темпам роста производства и ВВП СССР превзошёл почти все развитые страны мира. За 1953—1964 гг. в Советском Союзе было построено 8070 новых предприятий, введено в действие 714,6 млн м2 жилья. Втрое вырос уровень жизни населения. Среднегодовой прирост национального дохода составлял 10,3%. Всё это вело и к демографическим изменениям. Численность населения СССР выросла за 1953—1964 гг. со 188 до 226,7 млн человек. В 1962 г. впервые численность городского населения (111,2 млн человек) превысила численность жителей села (108,6 млн человек).

Страна находилась в авангарде мирового научно-технического прогресса, первой проложила дорогу в космос, создала предпосылки для реализации смелых социальных программ.

Эти показатели дают основание говорить о том, что 1950-е годы стали временем не только западногерманского и японского, но и советского «экономического чуда». Одним из главных в достижении этого результата стал человеческий фактор: формирование совершенно иной, чем прежде, общественной атмосферы, использование (хотя и в ограниченном объёме) материальных стимулов к труду.

Вместе с тем успехи в экономическом развитии носили относительный характер. Темпы развития сельского хозяйства оставались низкими и замедляли рост национального дохода экономики в целом.

Отказ от использования экономических стимулов к труду, постепенное угасание импульса обновления, сохранение идеологических ограничений, нарастание усталости общества от непрерывных реформ и реорганизаций привели в итоге и к снижению темпов экономического развития, и к нарастанию разочарования в обществе.

Начавшиеся изменения в политической системе, отказ от массовых репрессий как способа управления страной не получили своего закрепления и развития. Страна вновь оказалась перед необходимостью реформ.

Класс: