Л. И. Брежнев и смена политического курса.




Со смещением Н. С. Хрущёва и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил золотой век. В качестве главного лозунга была выдвинута идея «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к коррупции, разрыву между словом и делом. Главным критерием при назначении на должность оставалась личная лояльность чиновника. Объективно эта «стабильность» вела к консервации, неизменности режима.

Уже первые решения возвращали к привычным методам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Их количество с каждым годом росло. В середине 1980-х гг. было более 100 министерств и ведомств союзного уровня (в 1924 г. — 10, в 1936 г. — 20) и 500 республиканского. К тому времени на каждые 6—7 человек в стране приходилось по одному «управляющему». На их содержание ежегодно затрачивалось до 40 млрд р. «Стабильность» обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.

Был узаконен контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Уже на XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущёве. Делегаты съезда проголосовали за отмену принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В Уставе КПСС, изменённом на XXIV съезде партии (1971), было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения (в промышленности и сельском хозяйстве оно существовало и раньше). Усиливался партийный контроль за деятельностью аппарата государственных органов.

В Конституции СССР 1977 г. была закреплена руководящая и направляющая роль КПСС в обществе, партия определялась в качестве «ядра политической системы». Поскольку вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране.

Важнейшие для страны решения по-прежнему принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свёртывалась критика. По личному указанию Брежнева во время его выступлений перед большими аудиториями зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. При проведении съездов партии и общественных организаций в Кремлёвском дворце съездов рассаживали группы скандирующих, обеспечивавших необходимые «шумовые эффекты» в зале.



Восстановив господствующие позиции, партаппарат отказался от ненужной и опасной для него критики культа личности. Уже через несколько месяцев после отстранения Хрущёва во время празднования 20-летия Победы в докладе Брежнева впервые за последние годы прозвучала под аплодисменты зала высокая оценка вклада Сталина в Победу.

В художественных произведениях, кинофильмах, периодике Сталин представал скромным, немногословным, неизменно мудрым, пекущимся о народном благе лидером. Линия XX съезда на развенчание Сталина не только не сохранилась на практике, но о ней перестали упоминать и в партийных документах. Разделы, содержавшие критику культа личности, исчезали при переиздании учебников по истории.

С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет — залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны, в том числе противоракетной. Значительно выросла численность и боевая мощь авиации и флота. Именно тогда СССР наконец сумел достичь ракетно-ядерного паритета (равенства) с США. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Всё это не только укрепляло обороноспособность страны, но и вело к усилению позиций военного руководства. Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений тормозили повышение уровня жизни советских людей, а порой и подрывали его.

В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на реальный факт создания в СССР основ индустриального общества.

Чем сложнее становилась ситуация в экономике и обществе, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.

Однако жизнь людей всё меньше походила на жизнь при «развитом социализме». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования «развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.

Конституция СССР 1977 г.
Конституция СССР 1977 вошла в историю как "Конституция развитого социализма" (чаще называют - "Брежневская").
Принятая 7 октября 1977 г. Конституция стала четвёртым за годы советской власти Основным законом.

В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция утверждала усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра в ущерб правам республик.

Наконец, как и прежде, видное место в Основном законе занял блок социально-экономических прав граждан, к числу которых относились право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.

Конституция 1977 г. в целом носила демократический характер. Впервые в Основной закон были внесены международные обязательства СССР (положения Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений). Однако многие зафиксированные в Конституции права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались.

Ввод советских войск в Афганистан.


Крупнейшим внешнеполитическим событием для СССР стало его участие в событиях в Афганистане. В конфликт различных политических сил в этой стране оказался вовлечённым Ограниченный контингент советских войск, вступивших 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана по просьбе его правительства.

Советские войска находились в Афганистане до 1988 г. В афганской войне погибли около 14 тыс. советских солдат, были ранены 35 тыс., пропали без вести или попали в плен более 300 человек. Общие потери афганцев составили около 1 млн человек.

Война потребовала и материальных затрат в десятки миллиардов рублей. Запад использовал события в Афганистане для нападок на Советский Союз.



Новый виток гонки вооружений поставил экономику СССР в крайне тяжёлые условия, ускорив нарастание структурного кризиса.

Главной особенностью политического развития СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг. стала консервация политического режима, усиление господства партийного аппарата, наметившийся кризис официальной идеологии.

Класс: