СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 1985—1991 гг. ПЕРЕСТРОЙКА, ГЛАСНОСТЬ, УСКОРЕНИЕ .




Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития.
Уже в апреле 1985 г. новый генсек М. С. Горбачёв провозгласил политику ускорения социально-экономического развития страны.
Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

Начало реформаторской деятельности нового советского руководителя во многом было продолжением политики Ю. В. Андропова: те же идеи о наведении порядка, то же стремление административными средствами переломить укоренившуюся в обществе апатию. Объявленная цель — соединение социализма с демократией.

В сентябре 1985 г. М. С. Горбачёв призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнёс максимальную загрузку производственных мощностей путём организации многосменного режима работы предприятий, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была не только обеспечить всеобщую трезвость, но и повысить производительность труда. Пьянство на работе было объявлено одной из причин низкой производительности труда в СССР, выпуска некачественной продукции. Ежегодный ущерб народному хозяйству от алкоголизма в середине 1980-х гг. оценивался в 80—100 млрд р. Вместе с тем торговля спиртными напитками приносила огромный доход государству. В государственном плане 1985 г. водка занимала 24 % товарооборота.

Проводимая в крайне сжатые сроки без анализа возможных экономических и социальных последствий антиалкогольная кампания не принесла ожидаемых результатов. Она способствовала некоторому подъёму производства, уменьшению смертности, росту продолжительности жизни и рождаемости. Однако кампания привела и к многим негативным последствиям. Закрывались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. Это обернулось ростом спекуляции спиртным, увеличением преступности и токсикомании. Государство недополучило значительные средства.

Принимая решение о перестройке системы управления экономикой, Горбачёв надеялся с минимальными затратами в короткий срок остановить сокращение темпов экономического роста, которое в соответствии с популярной в то время концепцией академика-экономиста А. Г. Аганбегяна признавалось причиной всех бед.

Задача перестройки системы управления экономикой была выдвинута на пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г.





Новая политика, основные пункты которой были сформулированы в документе «Основные направления социально-экономического развития на двенадцатую пятилетку и до 2000 года», предполагала за ближайшие 15 лет удвоить экономический потенциал, созданный за все предшествующие годы советской власти; почти в 2 раза увеличить национальный доход и объём промышленного производства; в 2,3—2,5 раза повысить производительность труда. Одновременно предполагалось направить основные средства на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий, сократив до минимума финансирование незавершённого строительства новых объектов. Особые надежды на первом этапе экономических реформ возлагались на так называемые целевые программы научно-технического прогресса по информатике и вычислительной технике, робототехнике, генной инженерии.

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция — госприёмка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество от этого, однако, сильно не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкреплённое техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением числа аварий.

Вид на Чернобыльскую АЭС



Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии, других регионов.

Явно преувеличивая мобилизационные возможности социализма, инициаторы перестройки пытались одновременно решать противоречащие друг другу задачи, совмещать экономически несовместимое. В плане двенадцатой пятилетки (1986—1990) обещания «обеспечить материально и духовно богатую жизнь», поднять благосостояние населения соседствовали с намерениями руководства увеличить долю накопления в национальном доходе.

Преобладание в руководстве страной «старой гвардии» вынуждало Горбачёва бесконечно маневрировать, тратить время на поиски консенсуса. Партийный и государственный аппарат, выразителями интересов которого в Политбюро были Е. К. Лигачёв, В. И. Соломенцев, В. М. Чебриков, отстаивали традиционный путь «наведения порядка» при помощи сильнодействующих административных мер. Другая часть высшего руководства — Н. И. Рыжков, Ю. Д. Маслюков, Н. В. Талызин, выражавшая интересы директорского корпуса ВПК, предлагала более активно внедрять достижения научно-технического прогресса. Часть Политбюро (А. Н. Яковлев и В. А. Медведев) выступала за радикальные меры — структурные реформы и преобразование экономических отношений.

В то время страна не располагала возможностью увеличения инвестиций в экономику, поэтому, чтобы обеспечить запланированный 4-процентный рост национального дохода, упор был сделан на административные методы активизации «человеческого фактора».

Ещё одной мерой административного порядка стало постановление от 15 мая 1986 г. о борьбе с нетрудовыми доходами. В число лиц с нетрудовыми доходами попали владельцы приусадебных участков, продававшие свои фрукты и овощи, репетиторы и другие люди, которые реально работали на потребителя и на деле компенсировали недостатки плановой системы в стране. Очень скоро этот документ вошёл в очевидное противоречие с принятым осенью 1986 г. законом об индивидуальной трудовой деятельности.



Благодаря проверенным административно-приказным мерам с апреля 1985 г. по июнь 1987 г. властям удалось несколько повысить темпы прироста промышленного производства (в среднем за 1985—1986 гг. до 4,4 % против 1—2 % за предыдущие два года). Однако предприятия по-прежнему нередко работали «на склад», производили ненужную потребителю некондиционную, устаревшую продукцию, что способствовало усилению дефицита. Главные цели политики ускорения достигнуты не были. Эффективность производства в целом осталась на низком уровне, так же как и качество продукции. Уже в 1987 г. темпы роста экономики стали снижаться. Реальным результатом полуторагодичного осуществления программы ускорения стало лишь углубление кризиса. Ситуацию в стране усугубила необходимость привлечения огромных средств на устранение последствий страшной аварии на Чернобыльской атомной электростанции, а также землетрясения в Армении в 1988 г.

Таким образом, первый этап преобразований М. С. Горбачёва начался в русле прежних советских модернизаций. Главная трудность перестройки заключалась в том, что руководство плохо знало свою страну и мир. Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами исправить положение в экономике невозможно. Власти приступили к разработке программы экономической реформы.

Второй этап экономических реформ.
Отсутствие результатов первого этапа перестройки заставило искать иные пути продвижения вперёд, поставить на повестку дня вопрос о комплексной экономической реформе, и прежде всего о движении в сторону рыночной экономики. На состоявшемся в феврале 1986 г. XXVII съезде КПСС было расширено содержание концепции ускорения, она была распространена на общественные отношения. С этого момента в качестве главных были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был обновлён верхний эшелон власти. Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. К началу 1987 г. было заменено 70 % членов Политбюро, 60 % секретарей обкомов, 40 % членов ЦК КПСС. Секретарь ЦК КПСС Б. Н. Ельцин возглавил Московский горком КПСС и вскоре стал кандидатом в члены Политбюро.

Летом 1987 г. правительство представило план реформ, разработанных с учётом опыта хозяйственной реформы 1965 г. Это была программа осторожных рыночных преобразований, программа перехода к «социалистическому рынку».

К тому времени стало очевидным, что без преодоления тотального огосударствления экономики невозможно пробудить инициативу людей. Основными компонентами новой экономической стратегии стали расширение самостоятельности предприятий, перевод их на полный хозрасчёт, самофинансирование и частичное самоуправление; развитие индивидуальной и кооперативной форм собственности; привлечение иностранного капитала в форме совместных предприятий. При этом реформы по-прежнему ориентировались на устранение «отдельных недостатков» существующей системы и, главное, сохраняли социалистическую собственность и старые институты государственного управления (планирование, снабжение).

С 1 января 1988 г. вступил в силу закон о государственном предприятии, который существенно расширял их права, включая право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнёрами. Роль центральных министерств и ведомств сводилась лишь к определению госзаказа и подготовке контрольных цифр. Однако для реального изменения положения предприятия требовались изменения на всех уровнях экономики. В конечном итоге с принятием данного закона сложилась парадоксальная ситуация: директора госпредприятий освободились от контроля со стороны чиновников, но не попали под контроль ещё не сформировавшегося рынка.

В результате реализации закона о госпредприятии система управления экономикой оказалась разбалансирована и не смогла решить задачу обеспечения эффективности производства.

Первую брешь в государственной системе собственности пробили кооперативы — небольшие частные предприятия. В конце 1986 — начале 1987 г. были приняты первые решения о развитии кооперации.



Вскоре появились первые кооперативные кафе и рестораны, парикмахерские. В 1988 г. был принят Закон «О кооперации в СССР», который окончательно легализовал рыночные отношения в стране. Отсутствие законных источников сырья и других ресурсов вынуждало кооператоров устанавливать связи с теневыми структурами, переориентировать свою деятельность с производственной на торгово-посредническую. Опасаясь бесконтрольного расширения негосударственного сектора, власти применяли в те годы многочисленные ограничения юридического и административного характера к деятельности кооперативов, которые не позволили в полной мере реализовать существовавшие благоприятные возможности для последовательного постепенного разгосударствления, формирования легитимной частной собственности.

Важной особенностью этого периода стало появление коммерческих банков. Первым в их числе стал кооперативный коммерческий банк «Патент», зарегистрированный в 1988 г. в Ленинграде. Вслед за ним открылись АвтоВАЗбанк, Автобанк, Московский акционерный банк, Темпбанк, Инвестбанк и др.

Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике.
Неудачи в реформировании госсектора способствовали усилению ориентации на переход к рыночным отношениям. Правда, меры не отличались последовательностью. Так, принятые в 1990 г. законы предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства из этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод первых 20 % предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

Горбачёв опасался не только «консерваторов», способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва. Поэтому он воздерживался от реформ кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Тем не менее проводившиеся реформы вели к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило бессистемный характер. Горбачёв объявил в 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе. Речь шла о заключении крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полном распоряжении полученной продукцией. Права по наделению землёй, определению площади участка и поголовья скота передавались колхозам. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель.

Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, не дала положительных результатов. Более того, непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему перераспределения и на практике обернулась экономической катастрофой. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка важнейших продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (впервые с 1947 г.). Резко усилились тенденции к росту цен (инфляции).

Уровень жизни населения падал, и простые люди всё меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали вскоре повседневным явлением.


Программа «500 дней».
После выборов народных депутатов РСФСР (1990) новое российское руководство (председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. Н. Ельцин), как и лидеры других республик СССР, стало предпринимать собственные шаги по экономическому реформированию, надеясь на волшебную силу рынка.

Летом 1990 г. Г. А. Явлинский, академик С. С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала провести приватизацию (передачу в частную собственность) государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Центра. Но под давлением консерваторов Горбачёв отказался от поддержки этой программы.

Руководство России заявило, что осуществит программу в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план даже не был обсуждён из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание рассматривалось как поддержка курса на ускорение экономических реформ почти 60 % участников выборов. В июле 1991 г. Верховный Совет РСФСР пошёл на решительные шаги в экономическом реформировании — был принят закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий. На фоне углубляющегося экономического кризиса в стране и введения карточной системы снабжения товарами первой необходимости в крупных городах страны эти меры выглядели как альтернатива зашедшей в тупик экономической политике Горбачёва.

Советская экономика в 1985—1991 гг. прошла в своём развитии сложный путь от планово-директивной модели к рыночной. Это означало полный демонтаж системы управления экономикой, работавшей десятки лет. Однако экономическую систему, основанную на материальном стимулировании производителя, создать так и не удалось. В результате прежние структуры управления оказались разрушены, а новые созданы не были.

===============
Гласность и плюрализм мнений.
Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни её лейтмотивом стала гласность.

Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС. Её лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода — разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Как и во времена «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

Важнейшим средством борьбы за умы людей, их нацеливания на перемены стали средства массовой информации. Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты всё чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС (1988), съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей. Эти трансляции, которые буквально в прямом эфире слушала и обсуждала вся страна, превратились в мощный фактор политизации жизни и подъёма гражданской активности населения.

Стали издаваться новые газеты и журналы, был пересмотрен реестр не подлежащих публикации статистических данных. Процесс размывания коммунистической идеологии шёл и в предшествующие годы, но в условиях гласности эта идеология окончательно лишилась своей главной роли. На этот результат инициаторы перестройки явно не рассчитывали.




Литература.
Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 — начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были изданы многие находившиеся под запретом работы отечественных литераторов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилёва, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелёва, В. Набокова и др.

Были опубликованы работы эмигрантов 1970—1980-х гг. — И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова, В. Аксёнова, В. Войновича, Э. Лимонова. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН (1918-2008)



Советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого тоталитарного государства: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста.

Кино, театр.
Гласность затронула и другие сферы духовной жизни — кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещённых ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше... Дальше... Дальше...», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны, выводившие на сцену только что реабилитированных или забытых исторических персонажей.

Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

Реабилитация.
В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи.

В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 1930-х — начале 1950-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осуждённые ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осуждённых по политическим, социальным, национальным и иным мотивам.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

Важной вехой в развитии демократического процесса стало критическое переосмысливание истории советского периода. Ослабление идеологического контроля позволило вначале публицистам, литераторам, а затем и профессиональным историкам коснуться многих белых пятен отечественной истории. Процесс переосмысливания затронул общественные науки — философию, политэкономию, право.

Начало поворота в религиозной политике.
1000-летний юбилей Крещения Руси (1988) стал поворотным пунктом в религиозной политике советского руководства. После встречи Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Священного синода начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. — более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Состоявшийся в дни торжеств Поместный собор принял новый устав, канонизировал Дмитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, Ксению Петербургскую, Амвросия Оптинского и др. В считанные дни разошёлся 100-тысячный тираж Библии и 500 тыс. молитвословов.

В июне 1990 г. после смерти патриарха Пимена новым главой Русской православной церкви избирается Алексий II. Свою позицию новый патриарх обозначил так: «Атеизм — это духовный Чернобыль. Государство со своей идеологией слишком вольготно разместилось в жизни человека. Ему придётся потесниться».

У властей наметились изменения и в отношении верующих других религий — мусульман, иудеев, буддистов.

Результаты политики гласности.
Критика сталинизма и борьба с его последствиями не оставили равнодушными сторонников И. В. Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Н. А. Андреевой под заголовком «Не могу поступаться принципами». Антисоциалистическая, по сути, политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм.

Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определённую социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.

Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и Запад с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обречённости.

==================
Формирование многопартийности.
По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил.

В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации.
Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.

При всём многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное.

Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Раскол в КПСС.
Все эти настроения не могли не найти отражения и в самой КПСС. В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.

К началу работы своего XXVIII съезда (июль 1990 г.) КПСС оказалась в состоянии раскола. Отчётливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек.

В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Сохранив пост генерального секретаря ЦК КПСС (так решило большинство съезда), М. С. Горбачёв стал первым (и единственным в истории страны) президентом СССР. Введение института президентства стало шагом вперёд в деле демократизации страны, создания правового государства. Впервые в советской истории ответственность власти была персонифицирована. Но остановить развитие политической ситуации это не помогло.

Класс: