РАСПАД СССР




Период после мая 1989 г. и до декабря 1991 г. стал временем распада советской системы. За шесть лет перестройки ни одна из её целей не была достигнута. Власть постоянно запаздывала с решением назревших вопросов. Наиболее тяжёлые последствия для судьбы советской системы и советской государственности имели бездействие и нерешительность властей в национальном вопросе.

С середины 1987 г. вопрос о межнациональных отношениях не сходил с повестки дня Политбюро, однако на его заседаниях доминировало откровенное стремление «оставить проблему на усмотрение жизни и истории», как это случилось с возвращением крымских татар на историческую родину. Перестроечные процессы всерьёз так и не затронули многих назревших национальных проблем, включая национально-государственное устройство СССР.

По-прежнему власть вненационального союзного центра охватывала все стороны жизни республик . За годы перестройки ни в одной горячей точке не было продемонстрировано умение выбирать оптимальные решения, не был создан надёжный механизм разрешения этнических конфликтов. Новых подходов в национальном вопросе, по сути, не было выработано ни на XIX партконференции, ни на специальном пленуме ЦК КПСС, посвящённом национальному вопросу.

Демократизация и подъём национальных движений.
События в Нагорном Карабахе, начавшиеся с конца 1987 г., когда Армения и Азербайджан фактически оказались в состоянии войны друг с другом из-за административной принадлежности Нагорного Карабаха, со всей отчётливостью показали неспособность Центра защитить интересы Союза. Прямое обращение Горбачёва к народам Азербайджана и Армении не смогло остановить эскалацию взаимной вражды. В феврале 1989 г. в Сумгаите в результате резни, только по официальным данным, погибли 32 человека. Дальнейшему размежеванию в республиках по национальному признаку, его перерастанию в открытое противостояние способствовали неудачные попытки Центра опереться на местную партийно-государственную номенклатуру, на некоренное население. Тлевшие десятилетиями межнациональные конфликты стали разгораться.

Противостояние между союзным Центром и республиками.
Чем больше союзная власть делала уступок, тем более радикальными становились требования республик по расширению их прав и изменению форм советской федерации, вплоть до выхода из состава СССР. Разгон в Тбилиси армейскими подразделениями демонстрации с лозунгами о государственной независимости Грузии, закончившийся гибелью 20 человек, оказался неудачной попыткой решить национальные проблемы силовыми методами. Непоследовательное силовое противодействие Центра уже не могло остановить начавшийся процесс распада СССР. С усилением в народных фронтах влияния националистических сил всё очевиднее становится их ориентация на достижение полного суверенитета и создание независимых государств. Стремление опереться на собственные силы, окончательно освободиться от диктата Центра находило поддержку среди титульного населения.

Вопрос о суверенитете республик становится главным на выборах местных органов власти, прошедших весной 1990 г.

И если год назад ни о каком отделении от Союза речь не шла, то теперь поддержку получили движения, выступавшие за полное государственное самоопределение и выход из СССР.

«Парад суверенитетов».
Прологом окончательного распада СССР стал «парад суверенитетов». Такое название получил процесс суверенизации союзных республик. Начало этому процессу положили кровавые события в Закавказском регионе. Нагорный Карабах, Фергана, Сумгаит, Новый Узень (1988), Баку, Душанбе, Сухуми, Тбилиси (1989) — такова география мест, где на почве националистических настроений произошли кровавые столкновения, унёсшие жизни многих людей.

За считанные месяцы все союзные и большинство автономных республик приняли декларации о своём суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. В декларациях республики объявляли себя собственниками недр, земли. Часть из них приняла закон о государственном языке, заявила о создании собственных армий, своей валюты. На карте появились новые названия республик - Литва, Молдова, Беларусь, Кыргызстан.

Важнейшим результатом «парада суверенитетов» стало заметное перемещение политической власти в республики. Неконституционное, стихийное освобождение республик от диктата Москвы не стало подлинной победой идей демократии и национального возрождения. Нестабильность в республиках усилилась: участились попытки решать спорные проблемы насильственным путём, росла недоброжелательность к национальным меньшинствам, нарушались права человека, прежде всего русскоязычных граждан.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
На фоне ослабления позиций союзного Центра значительно возрастала роль союзных республик и их руководства. Это в первую очередь касалось Российской Федерации.

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, обозначившая начало конституционной реформы и провозглашение государственного суверенитета России. Она провозгласила также приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР. Были объявлены равные правовые возможности для новообразованных политических партий, общественных организаций и объединений, в том числе и неформальных. В документе был впервые зафиксирован принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей в России и провозглашена необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краёв в составе РСФСР. Во многом Декларация о государственном суверенитете РСФСР заложила основы будущей Конституции России.

Ровно через год, 12 июня 1991 г., состоялись первые в истории России всенародные альтернативные выборы главы государства. Победу на них одержал Б. Н. Ельцин, избранный первым в истории Президентом Российской Федерации. Вице-президентом был избран А. В. Руцкой.

Разработка нового союзного договора.
Реальная опасность неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла Центр и республики искать путь к компромиссу. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики ещё в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки ни у политического руководства страны, ни у народных депутатов. Окончательно Центр «дозрел» до осознания важности союзного договора лишь после того, как «парад суверенитетов» до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденции набрали силу. 12 июня 1990 г. Совет Федерации (новый орган, созданный одновременно с утверждением поста Президента СССР) высказался за создание Союза суверенных государств с возможным сочетанием элементов федерации и конфедерации.

17 марта 1991 г. был проведён референдум по вопросу о сохранении Союза ССР, на котором более 76 % граждан высказались за сохранение Союза ССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик. Вскоре в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарёве над разработкой проекта нового союзного договора начали работать представители 9 союзных республик. К августу 1991 г. они смогли разработать компромиссный проект Союза Суверенных Государств (ССГ).

По договору республики получали большие права, Центр из управляющего превращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, Кабинет министров, претерпели бы серьёзные изменения. В введении союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел. Все остальные вопросы должны были решаться на республиканском уровне.

Август 1991 г. и распад СССР.
Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового союзного договора подтолкнуло консервативные силы в руководстве страны на решительные действия. 19 августа в Москве во время отсутствия Горбачёва (который находился в это время в Крыму на отдыхе) было объявлено о переходе всей власти в стране к неконституционному Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП).



В Москве, Ленинграде и других крупных городах был введён комендантский час. Постановлениями ГКЧП, в который вошла группа высокопоставленных чиновников (вице-президент Г. И. Янаев, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов, премьер-министр B. С. Павлов), приостанавливались деятельность демократических партий и организаций, выпуск газет, устанавливался контроль над средствами массовой информации. В обращении «К советскому народу» ГКЧП объявил себя истинным защитником демократии и реформ, обещая в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему.

Пресс-конференция членов ГКЧП. 19 августа 1991 г.



Только три дня ГКЧП смог продержаться у власти. Руководство РСФСР с первого момента отказалось признать ГКЧП, объявив его антиконституционным переворотом, и призвала народ на защиту конституционного строя. В результате Горбачёв был возвращён к власти, заговорщики арестованы и впоследствии преданы суду. После августа 1991 г. политические процессы в стране значительно ускорились. Временный союз Президента СССР М. С. Горбачёва с лидерами России и других союзных республик, выступавших за ускорение реформ, давал наконец возможность для этого. Но ослабление союзного центра создавало угрозу обострения политического противостояния между центром и республиками.

Августовские события ускорили окончательный распад Советского Союза. 25 августа 1991 г. Украина объявила об образовании независимого государства и отказалась принимать участие в подписании нового союзного договора. За ней последовали Белоруссия и другие республики, кроме России и Казахстана. Ухудшение экономической ситуации в республиках способствовало их дальнейшей самоизоляции, разрыву экономических связей. На украинском референдуме 1 декабря 1991 г. 90,32 % его участников высказались за независимость Украины. Через четыре дня после референдума Верховный Совет Украины принял «Послание к парламентам и народам всех стран», в котором говорилось о том, что Договор об образовании СССР 1922 г. утратил свою силу.

Проходившее 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще совещание глав Украины, Белоруссии и России (Л. М. Кравчук, C. С. Шушкевич и Б. Н. Ельцин) констатировало распад единого союзного государства как свершившийся факт и объявило о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Беловежское соглашение позволило выйти из политического тупика — ситуации, в которой союзный Центр потерял рычаги управления, — и тем самым преодолеть правовую неопределённость. 21 декабря в Алма-Ате к СНГ присоединились остальные бывшие республики СССР, за исключением прибалтийских республик и Грузии. Главы 11 государств подписали Декларацию о создании СНГ, где констатировалось, что с образованием Содружества СССР прекращает своё существование. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачёв сложил свои полномочия.



В условиях острого кризиса союзных структур власти инициатива в политическом реформировании страны перешла к республикам. Август 1991 г. поставил крест на существовании союзного государства.


Класс: