ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1990-е гг.




К концу 1990-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз, а по ВВП более чем в 50 раз.

Россия впервые за долгие годы практически лишилась военно-политических союзников, оказавшись в международной изоляции.

Разрастались военные конфликты вблизи границ России. Отсутствовали фиксированные границы со странами СНГ.

России предстояло выработать внешнеполитическую концепцию, отвечавшую её национальным интересам.

Взаимоотношения с США и странами Запада.
У российского руководства в начале 1990-х гг. не было чёткого представления о сущности национальных интересов страны.

Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Руководство страны взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. Была подписана декларация о прекращении состояния «холодной войны»: «Россия и Соединённые Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников», их отношения «характеризуются отныне дружбой и партнёрством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе».


В январе 1993 г. был заключён Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). К 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны быть сокращены на 66 %. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества.

«Большая семёрка», объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 1990-х гг. расширилась до «восьмёрки» — в неё была принята Россия. Серия неформальных встреч без галстуков Президента России с лидерами ведущих мировых стран также способствовала нормализации международной обстановки.

Однако политика, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России, как признак слабости. Российского министра иностранных дел А. В. Козырева за неизменное согласие с условиями американских партнёров прозвали «господином «Да» (в противоположность министру иностранных дел СССР А. А. Громыко, получившему за чрезмерную неуступчивость прозвище «господин «Нет»). Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией, где это поняли далеко не сразу.

К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.

Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада.
Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г., когда страны НАТО во главе с США начали открытую агрессию против Югославии.

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы.

Восточный вектор внешней политики.
В первой половине 1990-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России.

События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.

С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнёров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после её принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило её политические позиции.

Россия на постсоветском пространстве.
Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооружённые конфликты. Так произошло в Югославии: распад государства привёл здесь к кровопролитной гражданской войне.

Руководство России сумело избежать опасных крайностей — попытки силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве — так называют страны СНГ.

С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Приднестровье.

Только за первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1994), Договор о коллективной безопасности (1992—1994).

Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов осталось нереализованным. Объёмы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, охватившие все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.

Проблемы, которые не удавалось решить всем вместе, отдельные страны СНГ пытались решить на двусторонней и региональной основе. В 1997 г. образовался политический союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдавии (ГУУАМ). Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В 1997 г. был подписан договор России и Белоруссии о создании единого союзного государства.

Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.
Внешняя политика России в 1990-е гг. имела противоречивый характер. Были и серьёзные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 1990-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.

Однако выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали её позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приёме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Всё это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, её национальные интересы.

С распадом СССР положение России в мире серьёзно осложнилось. Перед страной вновь встала задача укрепления своей обороноспособности и отстаивания национальных интересов.

Класс: