Основные компоненты деятельности человека




Деятельность – это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.

Деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни.

Активность животного
Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
=========================================
Целеполагание в деятельности человека
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения)

Целесообразность в поведении животного
Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы
==========================================
Человек
Воздействие на среду специ­ально изготовленными средст­вами труда, создание искусст­венных объектов, которые усиливают физические воз­можности человека.
Продуктивный, творческий, созидательный характер.

Животное
Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготав­ливать орудия труда с помо­щью раннее созданных средств.
Потребительский характер: не создает ничего нового по срав­нению с тем, что дано природой.

=======================================

Основные компоненты деятельности (структура деятельности)

Субъект деятельно­сти — это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности — это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека). Объект- молния. Установка молниетвода. Молниеотвод — устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от удара молнии. Объект – атмосфера, земля.
=========================================
Мотив — совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Это то что стимулирует нас к деятельности. Какой потребностью вызвана деятельность? В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
=============================
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Каков желаемый результат деятельности?

Методы, средства. Как, с помощью чего происходит деятельность?
Материальные, энергетические или информационные образования, с помощью которых реализуется деятельность. Средства деятельности подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние средства— те, которые использует человек и которые находятся вне его ( Технические средства деятельности).
Внутренние средства-внутренне присущи человеку; под ними понимаются такие компоненты деятельности человека, как знания, навыки, умения, программы действий, образы, понятия и т. п.
=================================
Процесс деятельности
Деятельность — процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект.
===================================
Результат (продукт). Что получилось после всех действий.
Это то, что получает человек в итоге деятельности. Продукт деятельности могжет совпадать с целью деятельности, но может и не совпадать. В первом случае говорят, что в итоге деятельности человек достиг цели, а во втором — цель не достигнута и деятельность может быть продолжена.
=======================================

Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Вид . Его сущность
Целенаправленное действие. Характеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью. Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий. (Учебная деятельность. Например, подготовка к ЕГЭ по нескольким предметам с целью получения высокого балла на экзамене и поступления в университет). Инженер, который строит мост.

Вид. Его сущность
Ценностно-рациональное действие.
Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. (Спасение человека из чувства долга, понимания ценности человеческой жизни, необходимости помощи людям). Капитан, который утонул, отказавшись покинуть свое судно при крушении.
Аффективное (лат. affectus — душев­ное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д. (Боец вступил в бой против превосходящего по силе по противника под влиянием желания отомстить за смерть боевых товарищей на войне). Мать может ударить ребенка, потому что тот невыносимо себя ведет.

Традиционное действие.
Основано на длительной привычке. Действие совершается в повторяющихся условиях и по твердо установленной модели (обряды, ритуалы). Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки.
=================================

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение (познание), труд.

Игра — это особый вид деятельности», целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками (через игру происходит освоение социальных ролей, норм – соблюдение правил игры, формирование личностных качеств – развитие терпеливости (следовать цели в течение длительного времени) при игре в прятки, концентрация внимания, честности).
===========================
===========================
Общение— это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями.

Существует несколько классификаций общения.

Общение

По используемым средствам общения:

Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.

Опосредованное — с по­мощью специально при­способленных или изо­бретенных средств — га­зета, компакт-диск, след на земле и т. д.

Прямое — личные кон­такты и непосредствен­ное восприятие друг друга

Косвенное — через по­средников, которыми могут выступать другие люд

Функции общения
Наименование функции Ее содержание
Социализации Формирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности
Познавательная Познание людьми друг друга
Психологическая Осуществление определенного воздейст­вия на психическое состояние человека
Отождествления (противопоставления) Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
Организационная Организация совместной деятельности людей

=======================================
=======================================
Учение— это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования
=======================================
Труд

Труд— это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

Труд даёт средства к существованию, позволяет чувствовать себя нужным обществу (значимым), позволяет развивать способности, поддерживает интеллектуальное здоровье, приносит радость общения с другими людьми.

Класс: