Экономика. Равновесная цена

Экономика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория под управлением; правило, закон»; букв. — «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Микроэкономика (др.-греч. μικρός — маленький; οἶκος — дом; νόμος — закон) — раздел экономической теории, изучающий поведение отдельных экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Микроэкономика изучает, как и почему принимаются экономические решения на индивидуальном уровне: как потребители принимают решения о покупке с учетом цен на товары и услуги, а также с учетом уровня доходов; как фирмы планируют производство с учетом уровня технологий, а также с учётом цен на ресурсы, готовых товаров и услуг; как работники решают, где и сколько им необходимо работать, как в результате индивидуальных решений складывается общее рыночное равновесие, определяющее уровень цен и т.д.

Макроэкономика (от др.-греч. μακρός — «длинный», «большой», οἶκος — «дом» и νόμος — «закон») — раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом, экономическую систему как единое целое, совокупность экономических явлений.

Экономические потребности — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
Первичные — удовлетворяют жизненно важные потребности человека (сон, еда, одежда). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой.
Вторичные — все остальные потребности (досуг и т. д.)

Экономические блага — средства удовлетворения экономических потребностей (вещи, услуги). Среди экономических благ необходимо выделить взаимозаменяемые — субституты (чай, кофе, поезд или самолёт), взаимодополняемые — комплементарные товары (бумага — ручка, авто — бензин). Экономические блага делят на — настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Долговременные — многоразовые.
Недолговременные — исчезающие в результате разового потребления.


Цена равновесия (равновесная цена) - такое значение цены, когда объем предложения равен объему спроса. Данные цены балансируют спрос и предложение на товары и услуги. Поэтому всякий раз, когда изменяется цена равновесия, это равнозначно изменению спроса и предложения на рынке того или иного товара, соответственно, услуги.
Цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны, то есть цена, при которой нет дефицита или избытка товаров и услуг, а значит на рынке нет тенденций роста или снижения.
Причинами изменения равновесия на рынке могут быть как изменение спроса, так и изменение предложения, введение различных ограничений на цены или объёмы продаж (квоты) и др.
Когда увеличивается равновесная цена?
Если параметры увеличения спроса больше параметров роста предложения, равновесная цена будет расти; если же параметры повышения предложения будут больше параметров роста предложения, равновесная цена будет снижаться.


Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.
Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.


Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.

Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.

Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

цена;

полезность и необходимость товара;

число покупателей;

ожидания изменения цены;

уровень доходов населения;

наличие товара на рынке;

предложение альтернативных товаров и их цены;

мода;

сезон;

инфляционные ожидания.

Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться.




Предложение — это желание продать товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства.
Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.



Цена предложения — это минимальная цена продавцов.

Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:

стоимость производства;

улучшение технологий;

конкуренция;

ожидания по будущей цене и потребности товара;

цены на аналогичные товары;

сезон;

катаклизмы;

войны;

налоги.






Избыточное предложение

Предположим, что цена на товар установилась на уровне P1, что выше уровня равновесной цены Pe . По этой цене покупатели могут купить количество товара QD, которое меньше, чем количество товара, которое готовы поставить по такой цене производители QS. В этом случае на рынке возникает избыточное предложение.

Возникшая конкуренция между производителями вынудит их снижать снижать цены до равновесного уровня, пока вновь не будет достигнуто равенство объемов спроса и предложения.






Избыточный спрос

Рассмотрим обратный сценарий, когда уровень цены P1 окажется меньше чем равновесный (рис. 2б). По такой цене покупатели готовы купить количество товара QD большее, чем количество товара QS, которое готовы поставить на рынок производители. В этом случае на рынке возникает избыточный спрос или дефицит товаров.

Возникшая конкуренция между покупателями приведет к росту цен, по мере которого производители будут увеличивать предложение товаров пока вновь не будет достигнуто рыночное равновесие.












Рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
Падение доходов населения приведёт к уменьшению спроса и уменьшению равновесной цены.

Класс: