Древнегреческие корабли . Для самостоятельного изучения .







Этот материал для учеников,интересующихся историей .
Вспомни , все речные цивилизации использовали лодки и корабли . Египтяне перевозили каменные блоки через Нил . По рекам плавали китайцы и жители Индии . Народы , живущие у моря , занимались морской торговлей . Финикийцы строили корабли и пересекали Средиземное море .

В разное время и для разных задач и древние греки строили корабли . На одних они плавали торговать , другие перевозили воинов , а третьи были настоящим оружием для морского боя с кораблями противника .

Торговый корабль.
Изрезанность береговой линии Балканской Греции с многочисленными и удобными бухтами, обилие островов, разбросанность греческих колоний по всему средиземноморскому и черноморскому побережью создавали самые благоприятные условия для расцвета морской торговли. Возросла грузоподъёмность торговых кораблей (до 100 - 150 тонн), усилилась интенсивность морских перевозок (V-IV вв. до н. э.) - практически все торгово-ремесленные полисы были связаны между собой освоенными морскими путями, что открывало перед греческими купцами самые широкие возможности для торговых операций.

Близость моря, благоприятное расположение многих торгово-ремесленных полисов на морском побережье моря облегчало снабжение необходимым сырьём греческих мастерских, так как перевозки грузов по морю были самыми удобными и дешёвыми. Таким образом, в распоряжение греческих ремесленников могло поступать сырьё со всего Средиземноморья и Причерноморья.

Греческий торговый корабль


Киль торговых судов изготавливался из скального дуба, шпангоуты - из чёрной акации. Обшивку делали из липы или красного бука. Для мачты, реи и вёсел использовали алеппскую ель. Наиболее эффективным движителем был парус, поскольку гребцы заняли бы большую часть полезной площади. Судно было беспалубным с одним парусом с традиционной оснасткой и управлялось двумя рулевыми вёслами. Для защиты от волн борта наращивали решёткой из толстых прутьев, обтянутых кожей.

На больших вазах VIII века до н. э., найденных в. Афинах, древнегреческие суда изображены длинными, узкими, вооружёнными острыми таранами. В легендах Крыма говорится о греческих триремах: «И вот у берегов Тавриды появилась армада греческих трирем - военных кораблей». Но до них в архаический период (XII-VIII вв. до н.э.) наиболее распространёнными типами греческих боевых кораблей были триаконтор и пентеконтор («тридцативесельник» и «пятидесятивесельник»).


Триаконтор был весьма близок по конструкции к критским кораблям с сооружённым помостом в носовой части, над которым крепились вырезанные из дерева рога или щупальца Горгоны. Такой корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил на врагов мощное психическое воздействие.

Пентеконтор.

В архаичный период с XII по VIII век до нашей эры наиболее распространенным типом кораблей древних греков были пентеконторы.

Пентеконтор представлял собой 30 метровое одноярусное гребное судно, приводимое в движение двадцатью пятью весельными с каждой стороны. Ширина составляла около 4 м, максимальная скорость хода 9,5 узлов.

Пентеконторы были в основном беспалубными открытыми судами. Однако иногда этот корабль древних греков оснащался палубой. Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, лошадей, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников, способных противостоять неприятельским судам.

Первоначально древнегреческие пентеконторы предназначались в основном для перевозки войск. На веслах сидели те же самые воины, которые впоследствии, сойдя на берег, вступали в сражение. Иными словами, пентеконтор не был боевым кораблем, специально предназначенным для уничтожения других военных судов, а являлся войсковым транспортом. (Прим. Так же, как корабли викингов и ладьи славян, на веслах которых сидели обычные дружинники).

Возникновение желания топить неприятельские корабли вместе с войсками до того, как те высадятся на берег и начнут разорять родные нивы, способствовало появлению на корабле древних греков устройства, получившего название - таран.

Для боевого корабля древних греков, участвовавшего в морских сражениях с использованием тарана, в качестве главного противокорабельного оружия, важными показателями оставались: маневренность - возможность стремительного ухода от ответного удара, скорость хода - способствующая развитию силы удара, и броня - защищавшая от аналогичных неприятельских ударов.

ПЕНТЕКОНТОР


Сохранение этих характеристик сводило на нет расчеты средиземноморских кораблестроителей XII века до нашей эры, тем самым вынудило древних греков искать более рациональные идеи. И изящное решение было найдено.

Если корабль нельзя удлинить, значит, его можно сделать выше, и разместить еще один ярус с гребцами. Благодаря этому количество гребцов удалось удвоить, существенно не увеличивая длину древнегреческого корабля. Так появилась бирема.


ТРИЕРА

Триера является дальнейшим развитием идеи многоярусного гребного корабля древних греков. Первая триера была построена около 650 года до нашей эры и имела длину около 42 метров.

На классической греческой триере располагалось около 60 гребцов, 30 воинов и 12 матросов на каждом борту. Гребцами и матросами руководил «келейст», всем кораблем командовал «триерарх».

Гребцы, находившиеся на нижнем ярусе триеры, почти у самой воды, именовались «таламитами». Их было по 27 человек с каждого борта. Порты, прорубленные в корпусе судна для весел, находились очень близко к воде, поэтому при небольшом волнении часто захлестывались волнами. В этом случае «таламиты» втягивали весла внутрь, а порты задраивались кожаными пластырями.

Гребцы второго яруса назывались «зигитами» и, наконец, третьего яруса - «транитами». Весла «зигитов» и «транитов» проходили через порты в «парадосе» - специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии, который нависал над водой. Ритм гребцам задавал флейтист .




Весла всех ярусов имели одинаковую длину 4,5 метра. Дело в том, что если посмотреть на вертикальный срез триеры, то окажется, что все гребцы расположены по кривой, образованной бортом судна. Таким образом, лопатки весел трех ярусов достигали воды, хотя и входили в нее под разными углами.

Триера была весьма узким кораблем. На уровне воды судно имело ширину около 5 м, и позволяло развивать максимальную скорость хода до 9 узлов (16 километров в час ).



Разрез триеры . Так располагались гребцы внутри корабля .



И ещё одна картинка . Здесь хорошо виден таран - выступающий вперёд нос корабля . сделанный из крепкого дерева и обитый медью . Он служил для пробивания борта вражеского корабля . после чего он тонул , заполнившись водой .

На палубе расположен штурмовой мостик - это высоко поднятая доска с железным шипом . Если вражеский корабль нужно было захватить , триера догоняла его . Поравнявшись с кораблём , воины поворачивали мостик и бросали его на вражеский корабль . Железный шип втыкался в палубу вражеского корабля и воины по мостику перебегали на палубу противника .






=============================================
Представь , что ты мастер по строительству кораблей . Царь заказал тебе корабль - боевую триеру . Какие материалы и люди каких профессий тебе для этого понадобятся ? Напиши сочинение в комментарии .
=============================================

Слава , отлично .5.

Подраздел:

Класс: